В этот скорбный день в нашей стране пройдут мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий. Законодательное установление э...
19.10.2022
Что потеряли Вязники, разрушив свою красоту и гордость – Казанский собор
«Важно увидеть то, что могли видеть все и не видел никто». Л.Н. Толстой.
Не осталось вязниковцев, входивших с молитвой под сень Казанского храма, видевших его внутреннее убранство, благолепие, его Чудотворную икону Казанской Божией Матери. Да и тех, кто видел последние дни собора, его гордые главы, ещё увенчанные православными крестами, нет никого. Все, что до нас дошло, это лишь пересказы, сохранившиеся фотографии и скудные архивные сведения. Не сохранилось ни чертежей, ни документации. Мы даже не знаем имён его строителей. Но история оставила нам имена людей, решивших судьбу собора, ограбивших его и разрушивших не только красоту, но и более ценное – духовное богатство народа.
Если спросить людей, проходящих сегодня по Соборной площади, что представлял из себя Казанский собор, то люди старшего возраста, конечно, ответят, что был здесь ещё один храм – Никольский. Вспомнят и о часовне, не той, что сохранилась до нынешнего времени, а о часовне Св. Николая. Вспомнят и о часах, некогда показывавших время для вязниковцев с высоты колокольни. Это потому, что они есть и напоминают о себе. Многие же, особенно молодежь, испытают затруднение с ответом на вопрос: «В какую сторону они смотрели, и какое время отбивали его куранты»? Такова жизнь, время уходит, многое забывается. И то, что могли видеть когда-то все, уже никогда не увидит воочию никто.
О Казанском соборе много и подробно написано вязниковскими краеведами и любителями вязниковской старины. В конце девяностых годов прошлого века «Новая вязниковская газета «Томикс» в четырёх номерах опубликовала обширную статью вязниковского краеведа Доната Андреевича Обидина под названием «Когда и как потеряли Вязники свою красоту и гордость – Казанский собор»? В своём повествовании он рассказывал о том, когда и как разрушался вязниковцами Казанский собор. Болью сердца звучит каждая строчка его рассказа.
Что же представлял собой Казанский Собор? Отдельный храм или целый комплекс зданий? Вот как объясняет слово «собор» церковно-православный словарь. В православии собор – главный храм города или монастыря, где может совершать богослужение высокое духовное лицо – архиепископ, епископ. Статус собора присваивается храму раз и навсегда. Богослужения (главным образом, праздничные) совершаются собором духовенства.
В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из Казанского Богородицкого собора, (холодного); Соборного храма во имя Святителя и чудотворца Николая, (теплого); часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая (поставлена на месте старого разобранного в 1866-67 гг. Николаевского храма), построенной в 1885 г.
Колокольня – каменная восьмигранная с высоким шатровым верхом – была построена в одно время с Казанским храмом в 1670-1674 годах; на колокольне находились часы железные с циферблатом по одну южную сторону, с боем по четвертям и по часам.
Вокруг собора располагалась каменная ограда с железными решетками. По углам – четыре каменные башни, крытые железом. В ограде были трое ворот с калитками, с западной, северной и южной сторон.
В ограде захоронены священники Вязниковского Казанского собора, почётные граждане города. Это Розанов Андрей, священник, скончался 12 января 1894 года. Розанов Константин Андреевич, сын священника, скончался 21 июня 1886 года. Лавров Флегонт Иванович, протоиерей, скончался 3 ноября 1889 года. Лавров Василий Матвеевич, протоиерей, благочинный 1-го Вязниковского округа, скончался 5 декабря 1918 года в возрасте 69 лет. Смирнов Иоанн, протоиерей Казанского собора, благочинный 1-го Вязниковского округа, скончался 5 августа 1902 года. Смирнов Василий Иванович, личный почётный гражданин, скончался 22 октября 1888 года в возрасте 25 лет. Крылов Иван Васильевич, священник Покровской церкви, скончался 12 марта 1892 года в 32 года. Никитин Николай Львович, староста собора, вязниковский 1-й гильдии купец, скончался 3 ноября 1885 года; погребён в ограде Казанского собора с разрешения епархиального начальства. Никитина Александра Федоровна, потомственная гражданка, скончалась 15 ноября 1885 года в 64 года. Татаринцев Николай Григорьевич, купец 1-й гильдии, скончался 21 апреля 1887 года в 80 лет.
С первого дня прихода к власти большевики начали богоборческую борьбу. 1922 год – начало массового ограбления русских православных храмов по всей стране под прикрытием Декрета «Об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих».
Так и многим вязниковским приходским храмам в начале 1920-х годов был нанесен значительный материальный ущерб, из них было вывезено огромное количество церковных ценностей, имевших высокохудожественное значение.
В состав комиссии по изъятию ценностей в Казанском соборе входили Сай, Карпухин (не участвовали, симулировав болезнь или другую уважительную причину). Изъятие проводили Евдокимов В.Г., Гусев А.И., Колесов С.П., Горелов А.Н. и Маслов А.Ф. Художник Н.Н. Харламов, как представитель Музейного отдела, был приглашен в качестве эксперта.
Что же было изъято комиссией в Казанском соборе в 1923 году?
Из личных воспоминаний Евдокимова: «Когда мы с Гусевым приступили к снятию ризы с чудотворной иконы «Казанская», церковный староста Кошутин стал просить нас оставить все как было, обещая, что верующие внесут стоимость украшений золотом и серебром. Мы ответили, что это можно будет сделать после того, как будет оценено снятое с иконы. Впоследствии, в обмен на собранные среди верующих золотые, серебряные вещи и золотую монету, ценности, снятые с иконы, были возвращены». Это подтверждается «Описью церковного имущества Казанского собора 1925 года», подписанной составом Президиума Приходского совета – И.Соколовым, священником-ключарем собора И. Орфановым, старостой Кошутиным, священником Казанским.
Изъятие ценностей из собора произошло позднее 1925 года, и, конечно, на помощь голодающим оно не пошло. Куда делось изъятое, можно только предполагать. Вот что писал по этому поводу Д.А. Обидин: «Один из депутатов городского совета задал было вопрос: «А куда делось все это богатство?» Ему ответили: «Все отправлено в Москву». Но никто не видел ни акта изъятия, ни акта отправки. А вскоре в Вязниках у тех лиц, кто принимал участие в «ограблении» иконы, появились новые дома».
А вот что было изъято в Казанском храме. Изделия из серебра, иконостас, ризница, священные служебные сосуды, дарохранительницы, ковчеги, кадила. Всего 14,685 пуд. (234,96 кг.).
Стоимость 1 гр. серебра равно 1,6 дол. Стоимость 234,96 кг. серебра на сегодняшний день – 375 936 $ или 25 864 396,8 руб. Это только стоимость металла.
А вот и перечень драгоценных камней, украшающих икону Казанской Божией Матери. Алмазов, бриллиантов – 252, алмазных роз – 294, 2 аквамарина, 2 аметиста, 8 гиацинтов (3 груши и 5), 1 сапфир. Яхонтов – 21, изумрудов – 14, жемчужин – 111 штук, в том числе 44 крупных. (Яхонтом называли рубин, яхонтом синим – сапфир. Роза, груша – вид огранки драгоценных камней. – Прим. авт.).
Художественную ценность самих икон, особенно греческого письма, окладов, риз, рам, золочения по серебру определить невозможно. Стоимость всего изъятого не поддается оценке. И, конечно, это невозможно воссоздать.
В алтаре Казанского храма Престол дубовый. Одеяние его бронзовое позолоченное с изображением на нём по сторонам: на западной – «Тайная вечеря», не сохранилось; на южной – «Положение во гроб», не сохранилось; на северной – «Воскресение Христа», не сохранилось; на восточной – «Моление о чаше». Сохранилось. Использовано на Памятнике «Скорбь».
Н.Н. Харламов разошелся во взглядах с членами комиссии по изъятию церковных ценностей, собиравшимися снять ризу с иконы Казанской Божией Матери. Он написал взволнованное заключение в защиту декоративного убранства иконы: «Разрушение этого национально-художественного исторического целостного памятника искусства и старины является совершенно немыслимым и недопустимым».
Но это произошло. Нам остается только помнить, что это было и было создано руками наших предков. А мы не смогли этого сохранить.
В последние годы в городе всё чаще и чаще заходит разговор о восстановлении Казанского собора. Построена его колокольня. И снова вспоминаются слова Доната Андреевича: «Для того, чтобы восстановить красу и гордость Вязников – Казанский собор, нужны не только деньги, нужна вера, вера в Бога, не игра в неё, а настоящая вера!» И заклинанием звучит его призыв: «Люди, помните!!!»
Ю. ВАСИЩЕВ.
Изображения из архива автора и открытых источников.