В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение

02.01.2023

Алексеевский храм Серапионовой пустыни

«С какой-то беспредельной грустью я навещаю каждый год Серапионову ту пустынь – былой истории оплот». В.А. Кузнецов.

С поэтом трудно не согласиться. Все, кто побывал здесь, говорят об этом так же. «Попав в Серапионову Пустынь, ты испытываешь желание созерцать, быть причастным, быть покоренным и принятым чудом родной природы», — делился впечатлениями А. Фатьянов. Композитор Танеев здесь работал над «Орестеей» и в письмах Чайковскому называл эти места раем, испытывая радостные минуты созерцания прекрасного.

Мне довелось трижды побывать в Серапионовой пустыни. И каждый раз она открывалась мне в новой ипостаси. Радостное чувство встречи, успокоения, светлой грусти не покидало меня во время пребывания в ней. И всегда была надежда на новую встречу.

Со времени основания пустыни прошли века. Историки пишут: «Когда и кем основана эта пустынь, сведений о том не сохранилось. Место это называлось семибратской пустынею, и был мужской монастырь. Имеется только описание этой пустыни от 1702 г.». Однако более поздние поиски краеведов дают основание предполагать, что появилась она намного раньше, во времена правления Василия Дмитриевича Темного и   подвижничества Михаила Верижника. Возможно, он и был основателем пустыни.

Случались разные времена, не все было мирно и спокойно. Следовали взлеты и падения, возрождение и вновь разруха. Были и события, оставившие след в истории пустыни. История — это память народа, и поэтому ее важно знать. Столетие – основной отрезок времени измерения исторических событий. Вот некоторые события столетней давности в истории пустыни.

За время своего существования пустынь имела три храма: Живоначальной Троицы, сначала деревянный, затем каменный, построенный в 1828 г.; храм во имя молитвенника земли Русской Святителя и Чудотворца Алексия, митрополита Московского, построенный тщанием купца Алексея Федоровича Малинина в 1906 г.; храм Преображения Господня, построенный тщанием купца Василия Владимировича Бузина, закладка которого произошла 21 июня 1915 г. Из этих храмов сохранился лишь один – во имя Живоначальной Троицы.

Каким был Алексеевский храм и как он создавался, можно узнать из дела об обустройстве деревянной церкви при богадельне в Серапионовой пустыни. Непосвященный читатель может спросить, зачем насельницам еще храм, если совсем рядом Троицкая церковь? Какой смысл?

Имеющиеся архивные документы (приводятся с сокращением. – Прим. авт.) подробно расскажут, как происходило создание Алексеевской церкви. Дадут нам ответ на эти вопросы.

Итак, прошение А.Ф. Малинина «Его Высокопреосвященству Сергию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, октября 7 1904 г. от московского купца Алексея Федоровича Малинина

Прошение

В ознаменование радостного события рождения Наследника цесаревича Алексея Николаевича и на основании параграфов 20, 21 и 22 Устава Богадельни, утвержденного определением Св. Синода от 19 марта – 11 апреля 1892 г., я желаю устроить при Богадельне, учрежденной в упраздненной Серапионовой пустыни Вязниковского уезда, домовую церковь. Как по мысли учредителей, так и по моему мнению устройство Богадельного храма крайне необходимо для призреваемых, не могущих посещать приходскую церковь по преклонным летам и болезненному состоянию. Кроме сего, Богадельня и приходской храм расположены в луговой стороне реки Клязьма, вследствие чего сообщение с приходским храмом весной и осенью весьма затруднительно, т.к. между приходской церковью и Богадельней находится овраг, через который переезд совершается только на ботниках. А посему я принимаю на себя смелость высказать Вам свою просьбу: не соизволите ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, разрешить мне устройство церкви в доме для немощных лиц. Все расходы для сего святого учреждения, как устройству церкви, так и по снабжению ее утварью, принимаю на себя, не касаясь Богадельных сумм.

Месяца октября 6 дня, 1904 года».

Перед этим, как видно из прошения, Малинин получает согласие на строительство от местного Серапионовского причта и Вязниковского Благочинного.

«Удостоверение

Дано сие Московскому купцу Алексею Федоровичу Малинину в том, что со стороны местного причта Серапионовой пустыни и Благочинного препятствий к устроению им, Малининым, церкви в богадельне не имеется.

Месяца сентября 16-го дня 1904-го года.

Священник Серапионовой пустыни Алексей Зверев

Исполняющий должность псаломщика Стефан Изволенский».

При этом Василия Орлова, благочинного 1-го округа Вязниковского Казанского собора, Алексей Зверев уведомляет, что «призреваемых в Серапионовой Богадельне 28 девиц. Относительно же службы причтом Серапионовой пустыни в случае устройства храма при Богадельне, имеем честь уведомить, что причт согласен отправлять службы в Богадельном храме в те дни, когда нет службы в приходском храме, а равно кроме праздников, воскресных дней и Св. Четыредесятницы Великого поста и служб по заказу

Священник Алексей Зверев».

После чего все необходимые документы были отправлены в Духовную Консисторию. На что из неё последовал ответ:

«1905 года декабря 13 дня.

По Указу Его Императорского Величества Владимирская Духовная Консистория слушали: дело о построении храма при богадельне в Серапионовской Пустыни Вязниковского уезда.

Обстоятельства дела следующие: Московский купец Алексей Федорович Малинин в прошении, поданном 7 октября 1904 г. на имя Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского объяснял, что он, Малинин, представляет составленный Епархиальным Архитектором Н. Корицким проект для построения церкви, который был рассмотрен в Строительном отделении Владимирского Губернского Правления с заключением – «проект сей рассмотрен и одобрен Строительным отделением. Справка: здание Серапионовской богадельни устраивается жертвованием Потомственного Почетного гражданина Андрея Николаевича Ленивого на земле, пожертвованной Вязниковским купцом Федором Яковлевичем Малининым. <>

Приказали: Разрешить устройство церкви при существующей богадельне Серапионовой пустыни на средства Московского купца Алексея Федоровича Малинина. 20 декабря 1905 г».

Столоначальник – подпись. На документе виза архиепископа Владимирского и Суздальского. «1905 г. Дек. 22 дня. Утверждается. Николай».

Строительство Алексеевской церкви проходило с января 1905 года по сентябрь 1906 года. После чего Благочинный Василий Орлов вновь обратился к архиепископу.

«Ново построенная Деревянная церковь при богадельне в Серапионовой пустыни окончена, иконостас поставлен, престол устроен, все работы освидетельствованы мною и оказались произведенными исправно, так что все потребованное для освящения готово и устроено с должным приличием. О чем на Ваше Архипастырское благоусмотрение почтительно доношу.

Сентября 8 дня 1906 года. № 372».

На Рапорте наложена виза: «1906 г. 10 сентября №3607 – Духовной Консистории дать заключение Арх. Н.».

Согласно её Духовная Консистория предоставляет заключение: «…не усматривается препятствий к поручению местному благочинному освятить храм 24 сентября во имя Алексия Митрополита Московского,

Решение. 1906г. 15 сентября.

Благословляется Благочинному Протоиерею Василию Орлову совершить по чиноположению церковное освящение ново устроенного храма во имя Святителя Алексея Митрополита Московского с возложением на престол освящаемого храма ново освященного Антиминса.

Архиепископ Николай».

«Новая деревянная церковь в Серапионовой пустыни при Богадельне освящена по чиноположению церковному протоиереем Василием Орловым при участии священников Зверева и Голубева 24 сего сентября во имя Святителя Алексия митрополита Московского, и в ней начинается служение Божественной Литургии сентября 27 дня 1906 года».

Со дня освящения храма пустынь стала называться Серапионово–Алексеевской и упоминалась в числе монастырей.

Несколько позднее во Владимирскую Духовную Консисторию поступило новое Прошение попечителя Богадельни А.Ф. Малинина:

«Для надобности церкви куплен колокол в Ярославле у П.И Оловянишникова, каковой нужно перевезти по железной дороге до станции Сеньково Московской ж.д. Покорнейше прошу Ваше Соблаговоление выдать мне льготное свидетельство на перевозку колокола. В чем и подписуюсь. Попечитель А. Малинин.

1907 год октября 26 дня».

Прошение было удовлетворено, колокол доставили в Пустынь. После чего благочинный протоиерей Орлов В. обратился к Архиепископу Николаю с новым прошением: «Прилагаю при сем прошение крестьянина Семена Давыдова, честь имею почтительнейше ходатайствовать пред Вашим Высокопреосвященством о разрешение 16 сего декабря, в моем присутствии, поднять колокол в 28 пудов на звонницу при Алексеевской деревянной церкви, что в Серапионовой богадельне.

Крестьянина Семена Петра Демидова

Прошение

Желая поднять 16 декабря с/г на звонницу колокол, пожертвованный мною богадельне Серапионовой пустыни для звонницы. Поставили четыре крепкие столба и прочные перекладины. Колокол поднят будет ихним блоком, канатами и ихними мастерами.

Покорнейше прошу Ваше разрешение передать Алексею Федоровичу Малинину.

Семен Петров Демидов. Декабря 10 дня 1907 года».

Последовало решение: «1907 г. 11 декабря. Благословляется. При поднятии необходимо принять соответствующие предосторожности. Арх. Николай».

Расширяет представление об Алексеевском храме его опись от 14 октября 1920 г.: «церковь деревянная на каменном фундаменте, с двумя печами, вся теплая. Иконостас однорядный, в нем пять икон, за правым клиросом чтимая икона Феодоровской Божией Матери в сребропозлащенной ризе. На звоннице восемь колоколов».

Алексеевская церковь просуществовала до 1922 года. По воспоминаниям Ольги Степановны, дочери псаломщика Стефана Изволенского, в пустыни в тот год был большой пожар, в результате которого церковь сгорела. Остались Троицкий и Преображенский храмы. Преображенский храм впоследствии тоже будет разрушен.

Летели годы, десятилетия над Серапионовой пустынью. За это время произошло много событий, отразившихся на ее истории. Исчезли с ее лица здания женской обители, ушли в небытие люди, населявшие ее. Лишь Троицкий храм долгие годы напоминанием о былом одиноко стоял на берегу Троицкого озера. Заброшенный погост и останки разрушенного храма Преображения Господня немым укором глядели в небо.

Но не бывает пусто то место, где во имя Господне собрались верующие в него. Наступило время возрождения. В пустыни создан Семибратский мужской монастырь.

Жизнь пустыни продолжается. Вновь звучат колокола над Троицким озером, и устремляется ввысь молитва. И опять посещают ее паломники из разных мест России.

Ну и напоследок. 19-июня в день Святой Троицы состоялась моя очередная встреча с пустынью. Я был приглашен принять участие в праздновании Престольного праздника пустыни. Но меня ждал еще один сюрприз. Как говорится, «все возвращается на круги своя». Спустя сто десять лет было принято решение возродить Алексеевский храм. По окончании Литургии все участники крестным ходом двинулись к месту, где когда-то находился храм во имя Свт. Алексия митрополита Московского. На этом месте состоялась закладка в фундамент возрождаемого храма закладного камня.  Чин закладки и освящения произвел священник пустыни о. Иосаф (Игнатьев).

Краткий фоторепортаж с места строительства.

Участники церемонии закладки в фундамент возрождаемого Алексеевского храма закладного камня. В руке о. Иосафа (Игнатьева) книга «Неизвестные Вязники», подаренная ему одним из соавторов.

Ю. ВАСИЩЕВ.

Похожие новости
Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...
Гибнет дом Штарёвых

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...