Этот вопрос на законном основании возник после приезда губернатора в наш город. Все средства массовой информации — и областные и местные, ок...
12.04.2021
Героев отливают в бронзе
Сегодня весь мир отмечает 60-летие первого полёта человека в космос. 12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» выполнил оборот вокруг Земли и совершил успешную посадку. Именно с этого момента началась новая эра освоения межзвёздного пространства.
Как это ни удивительно, но тихие провинциальные Вязники оказались в самом центре эпохальных свершений. Вслед за Юрием Гагариным к звёздам устремились другие космонавты. Имя нашего земляка, дважды Героя Советского Союза Валерия Николаевича Кубасова, космонавта №18 в СССР, звучало по всей стране и далеко за её пределами.
Установленный на малой родине бюст Героя – дань уважения и символ почитания всего советского народа. Об истории появления бюста В.Н. Кубасова на Вязниковской земле рассказал очевидец и непосредственный участник тех событий Евгений Михайлович Виноградов.
Бюст ждали восемь лет
Указ Президиума Верховного Совета СССР гласил, что «Герой Советского Союза, совершивший вторично геройский подвиг, не меньший того, за который другие, совершившие подобный подвиг, удостаиваются звания Героя Советского Союза, награждается орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда», и в ознаменование его подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, о чём делается запись в указе Президиума Верховного Совета СССР о награждении». И когда летом 1975 года экипаж «Союза-19», в составе которого были командир Алексей Леонов и бортинженер Валерий Кубасов, и команда американского «Аполлона» выполнили первую в истории человечества стыковку двух космических кораблей разных стран, в Вязниках поняли, что бронзовому бюсту – быть.
— Установки прижизненного бюста Кубасова мы ждали 8 лет, — вспоминает Евгений Виноградов. – В то время я работал главным архитектором Вязников и помню, как руководители города переживали, нервничали, звонили, пытались что-то разузнать… Всё дело в том, что бронзовые скульптуры и памятники на весь Советский Союз изготавливал один завод в Мытищах. На дворе стоял конец эпохи Брежнева, и завод был страшно загружен сооружением гигантского бронзового мемориала в Новороссийске по мотивам книги Леонида Ильича «Малая земля». До нашего бюста просто не доходили руки. Наконец, это было, если не ошибаюсь, весной 1983 года, нам позвонили с завода и сообщили, что бюст Кубасова скоро будет готов. Мы принялись за работу. Перво-наперво необходимо было определиться с расположением.
Главный архитектор Е.М. Виноградов полагал, что бюст Кубасова должен стать или началом, или продолжением Аллеи Боевой славы. Таким образом вся боевая и трудовая доблесть вязниковцев была бы сосредоточена в одном месте. Тем более что слева от здания горисполкома (ныне – администрации) как раз имелся подходящий участок. Некогда на нём стояли два двухквартирных деревянных дома, но ещё за несколько лет до описываемых событий жильцов расселили, а строения снесли. Территория длительное время оставалась заброшенной, и наконец появился шанс её благоустроить.
— Председатель горисполкома Нина Михайловна Павлова выслушала моё предложение и сразу же его одобрила, — говорит Евгений Михайлович. – Проект сквера для бюста Кубасова разрабатывали самостоятельно – в моём отделе работали очень грамотные девушки. Строительные работы выполняло УНР-2 города Вязники. Когда пришла пора ехать на завод в Мытищи, горисполком выделил автомобиль «ГАЗ» — «полуторку». Помню, как приехали мы туда с водителем, посмотрели, какие огромные бронзовые вещи отливают на этом заводе… Что для них наш бюст?! Однако он был готов, и мы бережно доставили его в Вязники.
Установка бюста оказалась делом непростым. Для его монтажа завод прислал двух специалистов-монтажников. Основные строительные работы к тому времени были уже готовы. Постамент под бюст состоял из небольшой гранитной фундаментной плиты и двух блоков самого постамента.
— Я впервые наблюдал, что эти гранитные детали ставятся друг на друга через прокладку листового свинца. Суть в том, что мягкий металл под весом камня в результате диффузии проникал в гранит, и вся конструкция обретала монолитность. Такую уже не уронить! Словом, всё это отлично подтвердилось временем – бюст Кубасова в Вязниках стоит без малого 40 лет.
Кусочек Красной площади
— Не менее ответственно мы подошли и к благоустройству прилегающей территории, — рассказывает Евгений Виноградов. – Нам хотелось сделать в Вязниках некую изюминку, и в итоге было принято решение выложить площадку непосредственно вокруг бюста точной копией брусчатки на Красной площади в Москве. В СССР тогда два предприятия производили брусчатку – в Карелии и на Украине. Вместе с заместителем начальника УНР-2 Борисом Константиновичем Морозовым мы вылетели в Киев, посетили карьероуправление, где делали брусчатку, договорились об оплате. Вскоре строительный материал был доставлен в Вязники по железной дороге. Получилось и долговечно, и красиво. Где ещё вы увидите кусочек Красной площади?!
Впрочем, как признаётся Евгений Михайлович, при строительстве сквера не обошлось без казусов. Всё дело в том, что рабочие, бетонировавшие площадь, не смогли чётко сделать разуклонку, и первый же дождь это доказал. Прямо на подходе к бюсту Кубасова собралось море воды! Казалось, что все труды были напрасны, и площадь придётся заново переделывать. Спасительное решение пришло совершенно неожиданно, и от тротуара до бюста пролегла дорожка из бетонных плит. Дорожки этой в первоначальном проекте не было, но именно без неё сегодня практически невозможно представить сквер Кубасова.
В сквере были установлены так называемые антивандальные светильники. Площадку же окружили высаженные ёлочки, которые не только скрыли неприглядный забор находящейся по соседству воинской части, но и, как выразился Евгений Виноградов, защитили космонавта от ветров.
— Главный архитектор области Алексей Петрович Акимов был очень строгим, жёстким и опытным человеком, — вспоминает собеседник. – Он приехал в Вязники, чтобы оценить наши старания, осмотрел сквер и сказал: «Молодцы! Я вас выдвину в лауреаты премии Ленинского комсомола». Однако не получилось – это была пятилетка больших похорон, а в 1985 году началась перестройка. Страна находилась в смятении, многие обещания забывались… Впрочем, сама по себе оценка этого уважаемого человека для нас дорогого стоила.
О чём ещё нужно упомянуть? Думаю, читатель согласится, что история создания сквера Кубасова может служить образцом городского благоустройства. И дело здесь не только в эстетике, но ещё и в грамотном планировании строительства.
Прежде, чем начать работы в сквере, главный архитектор Вязников позаботился о… городских дорогах! В период сильных ливней или утечек на водопроводе мутные потоки неслись от улицы 1 Мая до Большой Московской и дальше – в центр города. Вода влекла с собой грязь и мусор, разрушала бордюры и тротуары… Тогда-то, чтобы её остановить, и был построен ливневый колодец на дороге, а труба от него пролегла как раз через участок, где вскоре появился бронзовый бюст Кубасова, до оврага, который начинался у забора воинской части. Полагаю, что таким подходом к работе должен обладать каждый руководитель. Как говорится, семь раз отмерь…
Антон АГЕЕВ.
Фото из архива Е.М. Виноградова.