Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...
08.07.2021
Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича
События, связанные с нашествием Батыя, невозможно осветить полно без вдумчивого и кропотливого изучения источников. Многие взгляды на тему устарели и не соответствуют современному состоянию источников.
Анализ косвенных фактов позволит высветить настоящую историческую картину Руси XIII века. И тогда многое станет понятным.
К концу 1237 года огромное монгольское войско стояло на рубежах Руси. Оно группировалось на реках Суре (притоке Волги), Воронеже (притоке Дона). Зима открывала дорогу по льду рек в Северо-Восточную Русь.
Первым городом на пути завоевателей была Рязань, затем – Коломна. 20 января пала Москва. После этого, двигаясь по льду р. Клязьмы, татаро-монголы двинулись на Владимир. Получив весть об этих событиях, Юрий созвал на совет князей и бояр, а после долгих размышлений отправился за Волгу собирать войско. Лаврентьевская летопись повествует: «В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной. И начал князь великий Юрий собирать воинов против татар».
Взятие Владимира
К Владимиру отряды Батыя подошли 3 февраля. Во главе обороны встали сыновья князя Юрия (Всеволод и Мстислав) и воевода Пётр. Штурм начался 6 февраля. Утром 7-го монголы ворвались во Владимир. Всеволод и Мстислав попытались с малой дружиной вырваться из осады, но неудачно. Спасая свою жизнь, они предложили Батыю большой выкуп. Не приняв его, он приказал казнить их. Горожане, даже оставшись без князей, яростно сопротивлялись. Последние защитники были перебиты в Софийском соборе. Вся семья Юрия погибла 7 февраля. Уцелела лишь дочь Добрава (бывшая с 1226 года замужем за Васильком Романовичем, князем Волынским). Юрий узнает о гибели семьи в конце февраля на р. Сити, через 20 дней.
До сих пор нет ясного ответа на вопрос, что же произошло на северо-западе Владимиро-Суздальского княжества в 1238 году? Одним из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237-1238 гг.) считается битва на реке Сить. Знаменитое сражение описано скудно и противоречиво. Предания и местные легенды туманно освещают те давние времена. Основной источник – летописи. Составители Лаврентьевской и Новгородской летописей крайне смутно описывают этот период, немного к их сведениям добавляет Ипатьевская летопись и Рашид-ад-Дин. По словам Лаврентьевской летописи «здесь бысть сеча зла, к вечеру одолели безбожные…и побегоша наши пред иноплеменникы». Никоновская летопись вторит: «И ту убиен бысть князь велики Юрьи Всеволодичь Владемерский, и многие воеводы его и боаре, и воиньство его избиено бысть». В общей сложности сражение продлилось два дня. А Новгородская первая летопись утверждает, что никакой битвы на Сити не было: «И нача князь полк ставити около себя, и се внезапу Татарове приспеша; князь же не успев ничтоже, побеже; и живот свои сконча ту». Русские были разбиты.
В бою погибли великий князь Юрий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, воеводы Дорож и Жирослав. Обстоятельства смерти Юрия до конца не прояснены. Много вопросов и споров как об обстоятельствах гибели князя Юрия, так и странностей, и несуразностей в освещении события. Но всё же скудные летописные сообщения дают нам возможность логической реконструкции событий. Вернемся к основному – к тайне гибели князя Юрия на реке Сить.
Отрубленная голова
Обезглавленное тело Юрия Всеволодовича будто бы было обнаружено спустя некоторое время епископом Ростовским Кириллом, который возвращаясь в Ростов «пожелал видеть место битвы и увидел – в топком болоте у Сидоровского ручья. И нашёл обезглавленное тело в княжеском одеянии. а головы его не нашел среди множества трупов. И принес он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы».
В 1239 году года останки были торжественно перенесены Ярославом Всеволодовичем во Владимир и положены в Успенском соборе. В «Книге Степенной царского родословия» описано, что «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны».
Но вернемся к епископу Кириллу. Ехал архиерей по рекам, искал по болотам тело князя Юрия. Милостью Божьей оказался в нужном месте. И озадачимся вопросом. Сколько дней Кириллу понадобилось из Белоозера добраться до Красного на Сити? Растояние от Белоозера до Брейтова: 366 км по правой стороне и от Брейтова до Красного ещё 41 км. Всего 407 км. Это 17 дней плюс 4 дневки, итого 21 день. Весть о гибели князя Юрия шла в Белоозеро тоже не менее 20 дней. Епископ Кирилл мог прибыть к месту битвы не ранее середины апреля. Это самый разгар весны в тех краях. Трудно себе представить епископа Кирилла, отыскивающего тело князя Юрия в топком болоте у Сидоровского ручья среди разлагающихся, растерзаных дикими зверями тел погибших воинов. И далее. «А потом, узнав о судьбе Василька, Кирилл пошел и взял его тело, и принес в Ростов, горько рыдая». (Тело князя Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов).
Есть несколько версий об отрубленной голове князя. Основная – он был обезглавлен во время сражения. Отрубленную голову владимирского князя преподнесли хану Батыю в качестве сувенира. Однако существуют и другие мнения. Исследователь М.Л. Приселков полагает, что князь был предан своими же людьми. Вероятно, что Юрий пытался остановить бегущее, деморализованное войско и пал от рук русских воинов. Многие историки полагают, что он погиб не на поле брани, а принял смерть от мечей своих же подданных, разгневанных его неумелым руководством и попыткой бежать.
Любопытное замечание о гибели князя Юрия находим в книге С. Козлова и А. Анкудинова «Очерки истории Ярославского края» (Ярославль, 1997). Авторы цитируют Новгородскую летопись, которая, по их мнению, подтверждает это предположение о гибели Юрия: «Бог же весть како скончался: много бо глаголють о нем инии». На самом деле все могло быть намного прозаичнее. В последнее время внимание многих исследователей стал привлекать так называемый «Свод булгарских летописей. Булгарские хроники «Гази-Барадж–тарихи». Процесс изучения их длится уже лет 40-50. Споры об их подлинности не утихают, но многие высказываются о целесообразности включения их в перечень надежных исторических источников. Научный сотрудник Василий Алексеевич Лекомцев считает, что некоторые факты из них могут представлять интерес. Из состава рукописи он приводит ту часть, в которой автор был непосредственным участником и свидетелем событий.
Вот как описывает Гази Барадж в Своде ход ситских событий: «Джурги надеялся отсидеться в лесах и сохранить войско, чтобы потом вернуться и вновь овладеть своей землей. Я, однако, разбил его планы, послав в Галидж свою грамоту с извещением о возможности мирного перехода Галиджа под руку великого хана Мэнхола в случае невмешательства галиджийцев (новгородцев) в войну с Балыном. Галиджийские ояры, прочтя грамоту, не помогли Джурги». (Джурги – Юрий, Галидж – Новгород, Балын – Суздаль. – Прим. авт.). Кстати, многие историки давно высказывали мысль о сговоре новгородских бояр с монголами для налаживания контактов с ордынскими представителями.
О гибели великого князя владимирского Гази Барадж говорит: «Юрий Всеволодыч оставил поле боя не на коне, а на возке. Он убежал по дороге на Новгород. Однако отъехать далеко не удалось: попал в засаду. Охранный отряд был быстро уничтожен булгарскими лучниками. Великий князь соскочил с возка и побежал в сторону леса, но увяз в глубоком снегу. К нему подскакал сын тархана Бачмана Нарык и отсек голову. Он насадил его голову на древко своего боевого знамени и отправил к эмиру Гази Бараджу». (Ещё в 1229 году Юрий был ранен, отчего с тех пор не мог ездить на лошади. – Прим. авт.). Согласитесь, далеко не героическая гибель. И скорее всего, чтоб завуалировать этот факт, именно этим объясняется туманная фраза НПЛ «Богъ же весть, како скончася: много бо глаголют о немъ инии».
Ростовский князь Василько, захваченный в плен, был убит 4 марта 1238 года в Шернском лесу. Большинство исследователей считают, что Бурундай 4 марта, закончив разгром на Сити. ушел к Торжку на соединение с Батыем. Торжок был взят 5 марта. За один день, как ни старайся, Бурундай не смог бы «доскакать» до Торжка. А вот до Шернского леса за три дня вполне. И это еще раз подтверждает дату Ситской битвы – 1 марта. И, естественно, возникает сомнение, а пошел ли Бурундай к Торжку?
По этому поводу Гази Барадж продолжает: «Получив приказ Бату и Гуюка двигаться с ними дальше, я заявил в ответ, что булгары воюют против Руси только в разгар зимы, и отправился назад в Булгар… После моего ухода ханы, чувствуя себя неуверенными без меня, остановились в трех переходах от Галиджа и повернули в степь».
Совсем иначе объясняет он и гибель князя Василька (в тексте называет его Васылем. – Прим. авт.): «Святослав Всеволодович же был отправлен Джурги в Галидж с обозом, в котором находилась вся казна Балына. С ним были отправлены и Васыл, и его сын Борис, ничего не знавшие об этом. Когда разъезд Святослава Всеволодовича встретил Кул-Бурата, то он тут же повернул к югу и встретился с Гуюком, а Барыс в сумятице бежал и был препровожден ко мне. Остальные родственники Васыла также присоединились ко мне со своими людьми, и я отнесся к ним как к своим сыновьям. Святослав Всеволодович передал Гуюку казну и был пощажен ханом. Он оклеветал бедного Васыла, сказав Гуюку, что тот нарочно направил своего сына ко мне с десятью возами из пятидесяти. Это была ложь. Но напрасно Васыл говорил, что ничего не знал о содержимом возов и не склонял Барыса к побегу. Гуюк мучил его страшными пытками и, не заставив князя оболгать сына и меня, в ярости убил».
Эти четыре момента поясняют причину того, почему Новгород не помог Юрию, как погибли он и Василько, и почему татаро-монголы ушли из-под Новгорода.
Кто же такой булгарсий эмир Гази Барадж?
Не будем ломать голову. Этот человек известен как батыевский темник Бурундай. Вот некоторые сведения из его биографии: «Автор этих рукописей, возможно, родился в Москве на Арбате. Практически все время он был в плену и на службе у русских князей. Был воеводой Нижнего Новгорода – Джун-кале. Матерью Бараджа была сибирская принцесса. Отец Бараджа Азан вырос вместе с князем Константином Всеволодовичем. Гази Барадж женился в Суздале (Балыне) на дочери князя Константина Всеволодовича (сестре князя Василько) Ульяне (Ульджан-би). Таким образом он был еще и свояком всем сыновьям Всеволода Большое гнездо. Наверняка Барадж крестился и венчался в Суздале по православному обряду. А иначе Ульяну не отдали бы ему в жены. Он был женат трижды, на дочери бека Чалмати, на русской княжне Ульяне – Ульджан, внучке Всеволода Большое Гнездо, и в конце жизни взял дочь Субедея, нойона Чингисхана и Батыя, выдающегося полководца монгольского войска. Он стал ханом Булгара перед самым нашествием монголо-татар на Русь».
Читатель сразу же обратит внимание на разногласия в освещение рассматриваемых вопросов русскими и булгарскими летописями. Но если есть разногласия, то есть место для полемики. Она заставляет исследователей искать, более глубже изучать и анализировать новые факты по монгольскому периоду и делать правильные выводы.
Ю.А. ВАСИЩЕВ.
Вязники, июнь 2021 г.
Список используемой литературы:
«Полное собрание русских летописей» под 1238 г. тт. I, II (1237).
Портал «История РФ».
Н.М. Карамзин, т.3, гл.8.
С. Козлов и А. Анкудинов «Очерки истории Ярославского края»
«Свод булгарских летописей. Булгарские хроники «Гази-Барадж–тарихи»
В.А. Лекомцев «Мемуары булгарского эмира Бурундая, или как булгары стали татарами».
Плано Карпини «Historia Mongalorum».
В.В. Каргалов «Монголо-татарское нашествие на Русь».
«Русь и орда», сводный хронологический перечень ордынских вторжений на Русь.
В.В. Похлебкин «Татары и Русь».
Иллюстрации из открытых источников.