В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение

29.12.2022

Храмы Серапионовой пустыни

Из трудов В. Тихонравова, И. Голышева, В. Орлова мы узнаём, что за время своего существования пустынь имела три храма (описание пустыни от 1702 года): Живоначальной Троицы, сначала деревянный (первоначально бывший церковью монастырскою), об одной главе, «Въ олтаре на престоле антиминсъ печатной, за престоломъ образъ Пресв. Богородицы Казанскія, a по другую сторону Николая Чудотворца; Колокольня на столбе, на ней 3 колокола. Около 1749 года пустынь окончательно разорили и церковь деревянную во имя Корсунской Божией Матери и Иоанна Крестителя выжгли».

В 1828 году вместо деревянной церкви была построена на высоком холме небольшая каменная церковь и неподалеку от неё в 1849 году – деревянная низенькая четвероугольная, окрашенная под вид каменной, колокольня. «Престоловъ въ храм два: главный – во имя Живоначальныя Троицы, въ приделе теплом – во имя Корсунской иконы Божіей Матери».

Вот как ее описывает И. Голышев:

«Церковь во имя св. Трицы каменная, двух-престольная, главный престол св. Троицы, холодная, а теплая Корсунской Богоматери. Оба престола освящены в разное время, как видно из надписей на храмозданных крестах. Во имя Св. Троицы в 1837 году; на кресте надпись следующая: «Освятися жертвенник во имя Живоначальныя Троицы, 1837 года июня 29 дня в день первоверховных апостол Петра и Павла». Престол во имя Корсунской Богоматери в 1816 году; на кресте надпись следующая: «Освятися жертвенник Господа Бога и «Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Корсунския по благословению преосвященного Ксенофонта епископа Владимирского и Суздальского, в лето от сотворения мира 7324, от Рождества Христова 1816 года июня 11 дня на память святых апостол Варфоломея и Варнавы».

На колокольне пять колоколов. Большой – 84 пуда 2 фунта. На другом колоколе 1779 года ноября 30 выменен сей колокол Серапионовой пустыни церкви Живоначальной Троицы, весу 25 пуд. 25 фунтов. Остальные три колокола без надписей».

Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. По имеющимся сведениям, в Троицкой церкви были две иконы Корсунской Божией Матери: одна – на липовой доске с выемкой. Лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле; одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. Другая икона была выполнена на шиферной пластине. По штату положены священник и псаломщик.

 

С первого сентября 1891 года священником этой церкви становится Алексей Николаевич Зверев, будущий духовник Серапионовой пустыни. Он родился 16 марта 1867 года в городе Покрове. Получил образование во Владимирской духовной семинарии, окончив полный курс обучения по второму разряду в 1889 году. Круг деятельности отца Алексея широк. Занимается он и строительством. Деревянная колокольня, стоящая отдельно от Троицкого храма, построенная в 1849 году, обветшала. Были собраны средства на строительство каменной колокольни, и в 1900 году она была построена в одной связи с храмом, что значительно изменило общий вид храма.

Кроме Троицкой церкви в пустыни были ещё храм во имя молитвенника земли Русской, Святителя и Чудотворца Алексия, митрополита Московского, построенный тщанием купца Алексея Федоровича Малинина в 1906 году, и храм Преображения Господня, построенный тщанием купца Василия Владимировича Бузина, закладка которого произошла 21 июня 1915 г. Из названных храмов сохранился лишь один – во имя Живоначальной Троицы.

Надо отметить, что Серапионова пустынь находится в труднодоступном месте, это, вероятно, и стало причиной создания в давние времена на этом месте монастыря. Во время весеннего половодья, осенних дождей пробраться в пустынь можно лишь пешком. Основной вид транспорта – лошадь.

При первом посещении пустыни я внимательно осмотрел здание церкви. Обращало на себя мое внимание то, что кирпич основного здания и колокольни отличается, это подтверждало разницу во времени постройки. При этом возник вопрос, а как и откуда он доставлялся во время строительства? Самый ближний кирпичный завод в те времена находился на правом берегу Клязьмы в Налескино. Переправа в д. Глубоково, затем лесом. Зимой через Клязьму на санях много не увезешь. Загадка. Кого ни спрашивал, ответа не получал. Но неожиданно в Москве были найдены в частном архиве два документа, проливающие бесспорный ответ на данный вопрос. Привожу эти документы с некоторыми сокращениями.

Контракт на строительство.

«Тысяча восемьсот двадцатого года марта двенадцатого дня Владимирской губернии Гороховецкой округи вотчины Князя Григория Яковлевича Голицына деревни Прудков крестьянин Герасим Никифоров дал сей Контракт Вязниковской округи упраздненной Серапионовой пустыни Священнослужителям с приходскими людьми и старостой церковным в том, что договорился подрядчик в показанной упраздненной пустыни докончить строящуюся Каменную церковь из своих материалов и своими рабочими людьми по сделанному от начальства оную церковь плану и фасаду не приравниваясь ни к какому мастеру ценой за четыре тысячи… Всю точность построения храма наблюдать должен я, Никифоров, и они, священноцерковнослужители, должны доставлять как на постройку сараев для сделания кирпича лес, то ж для набияния кирпича доски. А наконец и перевозка их от кирпича сараев к работе пол-кирпичей безостановочно. И всю церковь должен он подрядчик в течение трех годов в совершенное окончание без всяких посторонних околичностей. В удостоверение чего под сим и подписуюсь к сему контракту.

Вместо крестьянина Герасима Никифорова за неумения его грамоте по прошению его руку приложил вязниковской градской полиции канцелярист Иван Березин.

1820 г. февраля девятого дня сей контракт в городе Вязники в книге подрядов 9 записан и обратно означенной пустыни священнику Василию Смирнову отдалн.

Акинфор Рукавишников».

А вот и второй документ.

Договор.

«1822 года февраля 18 дня я, ниже подписавшийся, Владимирской губернии Гороховецкой округи вотчины майора Павла Ивановича Головина, деревни Кротовка крестьянин Сергей Иванов учинил сей договор Гороховецкой же округи деревни Прудков крестьянином вотчины Ея сиятельства Княгини Александры Николаевны Голдицыной Герасимом Никифоровым в том, чтоб Вязниковской округи в упраздненной Серапионовой пустыни по окончание церковного каменного строения наделать со своими рабочими людьми и предоставить выправленных и хорошо обожженных сорок тысяч кирпичей. Сараи для оных кирпичей должны быть построены приходскими людьми. А горн должен поправить я, подрядчик Иванов, со своими работниками. В рассуждениях их урону помочь (помощь) сурьезную принять Никифорову на свой отчет. Если же кирпич окажется не пораженным и не способным принять в работу, то виновен я, Сергей Иванов, принять его на свой счет и лишен сто рублями… В чем и подписуюсь».

Из этих документов можно сделать вывод, что кирпич изготавливался на месте строительства. Они дают момент истины – когда начиналось и закончилось строительство здания Троицкого храма в Серапионовой пустыни, а главное – называют нам имена строителей.

Интересна техника изготовления кирпича. Вплоть до середины XIX века она оставалась довольно сложной. Форму кирпичу придавали вручную, сушить его можно было только летом, а затем приходилось обжигать в специальных печах-времянках, которые были выложены из кирпича-сырца. Где была возможность, печи строили рядом с объектом строительства. Так было и в пустыни.

Основными компонентами для производства кирпича являются глина и песок. Ее месили вручную или ногами. Затем глину перекладывали из чана на формовочный стол, где формовщик закладывал ее в форму. Кирпичи сушили в сараях для сушки или на открытом воздухе. Через две недели сушки кирпичи были готовы к обжигу. Кирпичи так укладывались друг на друга, чтобы горячий воздух проходил между ними снизу-вверх, обжигая их таким образом. Огонь в печи поддерживали круглосуточно в течение недели, пока температура не доходила до 1000 градусов по Цельсию. После этого из печи начинали выгружать кирпичи. Весь процесс обжига занимал примерно две недели.

Продолжая повествование о Троицком храме, отмечу еще один момент, касающийся его. Иван Голышев в своем труде «Серапионова пустынь и ее древности» подробно описывает храмовые иконы. При этом указывает, что некоторые из них были выполнены на камне (шифере): Корсунской Божией Матери, Иоанна Крестителя и другие. В одну из поездок в пустынь мне показали храмовую икону Троицкой церкви. Её нашли пустынники, расчищая помещение храма. Некогда она была спрятана. Икона выполнена на камне.

Внимательный читатель мог заметить, что церкви называются по-разному: в 1702 году – Живоначальной Троицы, в 1749 году название церкви во имя Корсунской Божией Матери и Иоанна Крестителя. Возникает вопрос, почему?

В одном из приведенных выше документов Троицкая церковь имеет совершенно другое название. И снова, почему? В последнее время высказана версия, что основателем пустыни мог быть Михаил верижник. В некоторых исторических документах есть упоминание о Михайловской пустыни за рекой Клязьмой. Можно предположить, что все это как-то связано воедино? В заключение хочу сказать, что у пустыни еще много загадок, и она ждет своего исследователя!

Ю. ВАСИЩЕВ,

Вязники, декабрь 2022 г.

Главное фото Светланы Дейч; иллюстрации из архива автора.

Похожие новости
Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...
Гибнет дом Штарёвых

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...