В предновогодней «Районке» наш знаменитый краелюб Н.Фролов невзначай нанёс нам крепкую обиду. Вязниковцы уже привыкли, что почти все великие...
18.04.2022
Исторический мусор в головах вязниковцев
В попытках побольше узнать об истории Вязников, о жизни наших предков, заходишь иногда на страницы интернета в надежде найти что-нибудь новенькое. В разделе «Вязники» есть большой объём фотоматериалов, размещённых под общим названием «Фотоблог Владимирской области». В нём огромное количество порой прекрасных фотографий, посвящённых нашему городу. Но раньше я не обращал внимания на то, что каждый блог фотографий сопровождается поясняющим текстом с небольшим рассказом о нашем городе. Почитав некоторые из них, я увлёкся и стал читать всё подряд.
Уж лучше бы я этого не делал! Голова вспухла от огромного количества географического и исторического мусора, а порой просто от невежества. Часть из этих материалов размещена транзитными туристами, посещавшими наш город из других областей. Другая часть написана жителями владимирщины. Какие-то недочёты им можно бы и простить. Но есть и местные «авторитеты», которые, видимо, хотят оставить свой «неизгладимый» след, создавая свою историю Вязников, руководствуясь слухами и разговорами на завалинке.
Так, например, большое количество фотографий с пояснениями имеет оттиск «Вячеслав Павлов». Многие вязниковцы знают этого человека как руководителя местной телерадиокомпании, газеты «Маяк» и сообщества в ВК. По роду своей деятельности он просто обязан быть абсолютно правдивым в изложении истории нашего города и бороться с теми, кто эту историю уродует. И делать это никакого труда не составляет, стоит только периодически заглядывать в различные энциклопедии, справочники, труды наших краеведов.
Так что же бросилось в глаза? В этом фотоблоге город Вязники относят то к Владимирской, то к Нижегородской, то к Ивановской областям. В первом упоминании Вязники называют то селом, то посёлком. Ни тем, ни другим Вязники никогда не были, а была торгово-ремесленная слобода, появившаяся у подножия Мининой горы, на которой когда-то стоял второй город Ярополч, сгоревший в 1703 году. Придя в упадок, он тоже превратился в слободу, которую поглотил впоследствии выросший из Вязниковской слободы город Вязники. Старожилы до сих пор называют верхнюю часть Мининой горы Ярополем.
А дальше – больше. Центральная народная больница почему-то названа детской больницей, Аллея боевой славы именуется «Парком Победы», Соборная площадь именуется «Центральной». Один из разделов фотографий назван «Набережная города Вязники», видимо, имелся в виду Гороховец, так как о набережной Вязники могут только мечтать.
Как можно, например, несколько фотографий города Владимира назвать «Вид города Вязники из-за реки»? Это уже наши фотографы постарались. Или, например, рассуждения на тему, почему наша знаменитая смотровая площадка в Толмачёве называется «Венец», просто поражают. Якобы это название дали из-за изгиба Клязьмы в виде русского кокошника, венчающего в старину голову женщины. У кого-то богатая фантазия! А всё намного проще. Верхняя часть нашего города разрезана глубокими историческими оврагами, и над нижней его частью нависают высокие холмы, который исстари и назывались «венцами». Они венчали город. Можно по-разному считать, сколько этих венцов в городе (3, 5, 7 или больше), у каждого своё представление об этой нашей красоте, но что самый красивый и неповторимый из них – Толмачёвский – это бесспорно.
Вспоминаю, как на очередной Фатьяновский праздник к нам приехали почти все главы городов и районов области. Среди них был и мэр города Владимира А. Рыбаков. Я вывез их всех на нашу смотровую площадку и до сих пор помню восклицание Рыбакова: «Вот это да! Я и не знал, что у нас во Владимирской области есть такая красота!» Он попросту считал, что во Владимире вид от Дмитриевского собора на заречье – это лучшая панорама в области. И не зря композитор Людмила Лядова, закончив своё выступление на празднике и показывая рукой на наше заречье, сказала: «Вязниковцы! Не дай вам бог там какую-нибудь ГРЭС построить!»
Но вернёмся к нашим современным толкователям вязниковской истории. Находятся и такие, которые с абсолютной уверенностью говорят, что Казанский собор на Соборной площади, якобы, стоял на месте, где сейчас стоит памятник В.И. Ленину. Но масса исторических фотографий говорит о том, что это полная чушь. Молодёжь может и не знать, но люди даже среднего возраста должны помнить, как в 2005 году на площади проводились масштабные раскопки. В результате этих раскопок были обнаружены и раскрыты уцелевшие фундаменты собора, а также с точностью до сантиметра обнаружено место, на котором стояла колокольня собора. Без этого восстановление колокольни было бы просто невозможно.
В этом фотоблоге размещён и «творческий» труд того же В. Павлова, изучившего, якобы, историю целого района города с названием «Текмаш». Читаешь и диву даёшься! В. Павлов даже понятия не имеет, что слова «район» и «микрорайон» — это абсолютно не одно и то же. Вот и «Текмаш» он называет то районом, то микрорайоном. Район – это часть города с исторически сложившимся названием, а вот микрорайон – это первичная единица современной жилой застройки города. Микрорайон проектируется и строится комплексно, включая в себя жильё и положенные по нормам проектирования объекты культурно-бытового обслуживания населения.
В нашем городе официально проектировались и застраивались три микрорайона. Это Дечинский, Ефимьево и Вишенка, а также два жилых квартала – Толмачёво (поворот) и по улице Металлистов. Тот же В. Павлов путает, что Север хотели переименовать в Вишенку. Это неправда. Микрорайон Вишенка – это площадь современной застройки между улицами 1 Мая и Стахановской, от ул. Ленина до Ненашева. Но название Вишенка не прижилось, и эта часть города просто превратилась в часть Севера.
В нашем небольшом городе нет административного разделения города на районы как, например, во Владимире. Тем не менее многие наши части города носят исторически сохранившиеся названия, связанные с присоединением в своё время к городу различных пригородных поселений, как правило, деревень. Отсюда и местные названия «Толмачёво», «Ярополь», «Свистихино», «Ефимьево», «Ненашево», «Петрино», «Поповка». Это всё бывшие деревни.
А вот пригородного населённого пункта с названием «Текмаш» никогда не существовало, а поэтому и названия целого района города с названием «Текмаш» не может быть.
А что же было в той части нашего города? Об этом говорит Постановление Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от марта 1930 года за подписью Председателя ВЦИК М.И. Калинина со следующим текстом: «Включить в черту гор. Вязников, Владимирского округа, Ивановской промышленной области следующие населённые пункты: с. Петрино (с фабрикой «Красное знамя»), с. Ярцево (с Ярцевским посёлком), пос. Поповку и территорию ф-ки имени Карла Либкнехта». Таким образом, название этого района города носит не только топонимический и исторический, но и юридический характеры. И никто не имеет право искажать название района города Ярцево, называя его «Текмашем».
Бытует мнение, что Ярцево – это всё, что расположено внизу, а наверху – это «Текмаш». Давайте разберёмся с этим. Ярцево – это историческое название целого района города, пришедшее к нам из XV века. «Текмаш» – это всего лишь название завода, который официально ликвидирован в виду банкротства 7 лет назад. Нет в городе больше такого завода. И поэтому фраза «я живу на Текмаше» не просто безграмотна, но и смешна по своей сути. Как можно жить на заводе, которого ещё и нет? А вот фраза «я живу в Ярцеве» абсолютно верна и бесспорна.
Для сомневающихся скажу ещё и об истории этого вопроса. Механический завод им. К. Либкнехта появился в 1941 году в Ярцеве, на базе механической мастерской Ярцевской фабрики, тоже носившей имя К. Либкнехта. В связи с постепенным расширением производства заводу потребовались новые площади, которые стали строиться в верхней части Ярцева. Там же появилась постепенно и улица Металлистов, на которой стали строить и жильё, и объекты соцкультбыта, и механический завод, и льнокомбинат, и город, и УНР-2, и ЖСК. Институтом «Владимиргражданпроект» была разработана документация по застройке этой части города, которая называлась «Проект жилого квартала по улице Металлистов». Как видите, даже не микрорайона, и никакого названия «Текмаш» не было.
Кстати, механический завод получил название «Текмаш» только в 1968 году. К этому времени в верхней части Ярцева уже существовал целый поселок с десятками жилых домов, и жители этих домов, конечно, жили в Ярцеве. Во всех решениях местной власти того времени, касающихся развития города, эта часть называлась только как посёлок Ярцево.
Сообщу, может быть, и неожиданность для выпускников школы №4, что построена она была в 1962 году, в посёлке Ярцево!!! (Так записано в документах). То есть за 6 лет до появления слова «Текмаш». И эту школу очень долго называли просто Ярцевской школой. До появления в верхней части Ярцева школы и новых корпусов завода там были земли, закреплённые за Ярцевской фабрикой для распределения рабочим под выращивание картофеля. Так что новые корпуса «Текмаша» были построены в Ярцеве. И никак иначе!
Обращаюсь к жителям улиц Металлистов, Калинина, Физкультурной, Молодёжной с вопросом: «Где вам удобнее жить? На исчезнувшем заводе, или в жилом районе города с красивым названием «Ярцево»? Как можно называть Ярцевский парк и Ярцевский стадион, созданные ещё при фабриканте Демидове, «текмашевскими»?
У района города Ярцево богатая история, и живущим там людям есть чем гордиться. За последнее время район подтянулся в своём развитии, жизнь в нём становится всё более комфортной.
Я обращаюсь к официальным органам города и района с просьбой не искажать историю города и в своих документах правильно писать названия отдельных его частей. Нет в городе «Текмаша». Он должен остаться в памяти только как страница истории развития вязниковской промышленности – и не более.
Е.М. ВИНОГРАДОВ.
Фото Артёма Федина с ресурса «Фотоблог Владимирской области».