На сайте городского Совета народных депутатов появилось решение от 06.08.2024 года о внесении изменений в решение Совета от 2009 года, в с...
10.08.2021
Юбилейные фантазии ковровского летописца вязниковской истории
Полемика вокруг 500-летия Мстёры продолжается.
26 июля вязниковское ТВ показало сюжет с участием Николая Фролова о приближающемся юбилее поселка Мстёры. В нем Н. Фролов в очередной раз старательно пытается убедить вязниковцев и мстерян, что Мстёре (бывшей Богоявленской слободе) в 2021 году исполняется 500 лет.
На этот раз он уже не ссылается на мнения ученых историков, а выкладывает из рукава последний козырь. Он сам побывал в РГАДА (Российском государственном архиве древних актов. – Прим. ред.) и лично держал в руках духовную грамоту Ивана Васильевича Ромодановского, из-за которой и разгорелся сыр-бор. По его словам, грамота большая, состоит из 10 листов, правда, тут же он оговаривается, что понять эту грамоту непросто. Для большей убедительности приводит отрывки из текста грамоты. Как говорится, доказано окончательно и бесповоротно. Что ещё несогласным не ясно? Спорить, как он считает, просто бесполезно и глупо, он свою точку зрения изложил, примите к сведению.
Однако точку в полемике ставить ещё рано. Автору, будучи в РГАДА, следовало бы больше внимания уделить историческим источникам и основательнее покопаться в Древлехранилище (Фонд 135), содержащем духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Дело в том, что при составлении духовной грамоты соблюдались определенные каноны: указывались дата, имя и фамилия завещателя, что и кому завещалось, кто присутствовал и заверял завещание и дата составления духовной.
Примерно духовная запись князя Ивана Васильевича Ромодановского могла выглядеть так:
Лета 7000 двадцать восьмого… от сотворения мира. (1520 г.)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, се Аз, грешный худой раб божий Иван Васильевич, пишу грамоту душевную целый своим умом. Даю ряд сыном своим и своей княгине…
Затем идёт перечисление завещаемого.
А кто сию мою запись через мой приказ порушит, и тот судится со мною пред Богом.
А я к сей записи свою печать приложил.
А писал есм сю грамоту перед своими отци духовным перед игуменом (имя). И он свою печать приложил.
А сию запись писал диак мoй (имя) лета 7000 двадцать восьмого…
Для окончательного доказательства Н. Фролову того, что грамота И.В. Ромодановского составлена в 1521 году, раз уж держал её в руках, надо было сфотографировать титульный и последний листы, где указана дата составления грамоты. После этого опубликовать текст. Неплохо бы и поместить небольшую выдержку, где называются четыре села – Татарово (Тогарово), Шустово, Никольское и Петровское. И тогда всё было бы поставлено на свои места. Но Н. Фролов почему-то этого не делает, а приводит, как доказательство, несколько текстов, с оговоркой при этом, что «понять написанное в грамоте непросто». Мол, куда уж вам, скудоумным.
Ан нет! Тут и кроется самое интересное. Люди, умеющие читать уставное письмо, есть. Привожу перевод текста, сделанного квалифицированным специалистом. Стилистика сохранена.
«Преосвященному архиепискому Новогорода и Пскова Ионы господину посаднику Великого Новагорода Ивану Лукинич и стары посадникам господину тысяцкому великаго Новагорода степенному Труфану Юрьевичу, тысяцким и житьим людем и купцем и черным людем и всему господину великому государю Новагороду всим пяти концем на веце на Ярославле дворе. Се биша челом игумен Ивоня и все старцы святого Спаса и святого Николы с Соловцев с моря окияна аркуцитак обитель господа святого Спаса и святого Николы наша пустынка от миру удалела сто верст от людей, чтобы есте господь жаловале обитель господа святого Спаса и святого Николы ми нас убогых тыми островы Соловкы и островом Ианзерным и остров Муксалма и островом Заыцым и малымы островкы и то благословению преосвященного архиепископа великого Новагород и Пскова Ионы господин посадник Великого Новагород степенный Иван Лукинич и стары посадникы господин тысяцки и Великоновогород степенный Труфан Юрьевич и старый тысяцкий и бояре и жить и люд и купцы и черный люд и весь господин государь великий Новгород все пять концев на вече на Ярославлев двор. Пожаловавше игумена… и всих старцев обитель святого Спаса и святого Николы ты ми островы Соловкы Ианзернои островом и Муксами островом и Заяцим островом и малыми островки в тых островах землею и ловишами и томями и пожнями и лешими озеры земля им делати и пожни косити и леши озера ловити и тоне ловити доброволно, а боярам новгородкым ни корельским детем земля ни в пожне ни в тоне ни в ловыша ни черенов не наряжати ни лесов не полесовать никому же черес кюю жаловалную Великого Новагороду грамоту. А хто приедет на тыи остров на ловлю или на добыток на сало или на кожю и но всим тым давати в дом святого Спаса и святого Николы. Изо всего десятина а тыми островы землею и водою ловишами и тонями и пожнями володети игумену и сим старцем обители святого Спаса и святого Николы по сеи пожалованои Великого Новагород грамоте и в векы и боронити игумена и всих старцев всим великым новым городом а хто иметь наступатися на тыи островы. Чрес пожаловалную Великого Новагорода грамоту. А тои дасть Великому Новуород сто рублев в стену. а ко ои грамоте приложил господин… архиепископ Великоновагород и Пскова владыка Иона свою печать, посадник степенныи Иван Лукинин и тысяцкии степенныи Труфан Юрьеви приложиша свои печати повелением всего господина государя Великого Новагород изо всих пяти концев приложиша печати».
Как видим, документ ничего общего с духовной грамотой И.В. Ромодановского не имеет. Речь в нём идет об архиепископе Ионе (с 1458 года епископ Новгородский и Псковский; умер в 1470 г.) и игумене Соловецкого монастыря Ивони. То есть документ н старше этого года.
Второй документ ещё старше, он датирован 1370 годом. И люди, в нём фигурирующие, из того же периода.
Привожу перевод второго текста:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа аминь «…» князь литовчин «…» князь Александро Кориятович Божию милостию князь и государь подольскои земли «…» сведумо своим листом всякому доброму, кто на сии лист посмотрит, штожъ был брат наш князь Юрии Кориятович придал милостыню к церкви к Ма-тце Божиеи усмотри «…» то и мы князь Александро потверживаим того сво-им листом дали «…» таи милостыню «…» и место к церкви «…» а кого коли и спрячут люди к собе у том месте «…» тые люди «…» дал есм им со всем правом, але то што ж коли вси бояре будут город твердити «…» люду такоже имеют твердити город смотри «…» штож коли все земляне имут давати дань у татары, то серегро имеют такоже тии люди дати «…» граница горе смотри чем до мосту, а долов смотри чем што дуброва межи ходорековым селом тое дубровы половина «…» а в полу собе про орют нивы, то их имеет прислушати, а на то дали есмо свои лист и печать завесили своего князьтва, а сведучи на то «…» староста подольскии смотрицкии воевода «…» Прокоп «…» Карабчевскии а он «…» листу смотри «…»
1370 лета месяца марта 17 день святого Алексея человека Божия».
Мы видим, речь в нем идет о Подольском княжестве и его князьях – братьях Юрии и Александре Кориятичах. Княжество было образовано на землях Подолья в 1363 году и охватывало территорию от междуречья рек Стрыпы и Золотого Потока на западе до Днепра на востоке, на юге граничило со степью, подконтрольной на тот период Золотой Орде, на севере – с Киевским и Волынским княжествами. На юго-западе естественной границей был Днестр. И, конечно, никакого отношения к Стародубскому княжеству князя И.В Ромодановского не имело.
После этого уместен к автору вопрос: Как в 1521/1522 годах свою духовную подписал князь Иван Васильевич, умерший в 1520 году? А «Славянская энциклопедия: «Киевская Русь-Московия» гласит: умер боярин в 1519/20 гг.
И второй: Для чего Н. Фролов использовал тексты, не имеющие отношения к духовной грамоте? Ведь прилагаемые им как доказательство тексты – это самая настоящая фальсификация или подлог. Хотелось доказать свою правоту? А получилось, сам себя высек, как принято говорить о человеке, нарвавшемся на неприятность, которую он сам себе учинил.
Мы видим явное искажение исторической истины и введение в заблуждение! Это искусственное создание «удобной даты» для обоснования так называемого юбилея Мстёрского края в 2021 году.
Пётр ГРИНЁВ.