В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение Культура

10.08.2021

Юбилейные фантазии ковровского летописца вязниковской истории

Полемика вокруг 500-летия Мстёры продолжается.

26 июля вязниковское ТВ показало сюжет с участием Николая Фролова о приближающемся юбилее поселка Мстёры. В нем Н. Фролов в очередной раз старательно пытается убедить вязниковцев и мстерян, что Мстёре (бывшей Богоявленской слободе) в 2021 году исполняется 500 лет.

На этот раз он уже не ссылается на мнения ученых историков, а выкладывает из рукава последний козырь. Он сам побывал в РГАДА (Российском государственном архиве древних актов. – Прим. ред.) и лично держал в руках духовную грамоту Ивана Васильевича Ромодановского, из-за которой и разгорелся сыр-бор. По его словам, грамота большая, состоит из 10 листов, правда, тут же он оговаривается, что понять эту грамоту непросто. Для большей убедительности приводит отрывки из текста грамоты. Как говорится, доказано окончательно и бесповоротно. Что ещё несогласным не ясно? Спорить, как он считает, просто бесполезно и глупо, он свою точку зрения изложил, примите к сведению.

Однако точку в полемике ставить ещё рано. Автору, будучи в РГАДА, следовало бы больше внимания уделить историческим источникам и основательнее покопаться в Древлехранилище (Фонд 135), содержащем духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Дело в том, что при составлении духовной грамоты соблюдались определенные каноны: указывались дата, имя и фамилия завещателя, что и кому завещалось, кто присутствовал и заверял завещание и дата составления духовной.

Примерно духовная запись князя Ивана Васильевича Ромодановского могла выглядеть так:

Лета 7000 двадцать восьмого… от сотворения мира. (1520 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, се Аз, грешный худой раб божий Иван Васильевич, пишу грамоту душевную целый своим умом. Даю ряд сыном своим и своей княгине…

Затем идёт перечисление завещаемого.

А кто сию мою запись через мой приказ порушит, и тот судится со мною пред Богом.

А я к сей записи свою печать приложил.

А писал есм сю грамоту перед своими отци духовным перед игуменом (имя). И он свою печать приложил.

А сию запись писал диак мoй (имя) лета 7000 двадцать восьмого…

Для окончательного доказательства Н. Фролову того, что грамота И.В. Ромодановского составлена в 1521 году, раз уж держал её в руках, надо было сфотографировать титульный и последний листы, где указана дата составления грамоты. После этого опубликовать текст. Неплохо бы и поместить небольшую выдержку, где называются четыре села – Татарово (Тогарово), Шустово, Никольское и Петровское. И тогда всё было бы поставлено на свои места. Но Н. Фролов почему-то этого не делает, а приводит, как доказательство, несколько текстов, с оговоркой при этом, что «понять написанное в грамоте непросто». Мол, куда уж вам, скудоумным.

Ан нет! Тут и кроется самое интересное. Люди, умеющие читать уставное письмо, есть. Привожу перевод текста, сделанного квалифицированным специалистом. Стилистика сохранена.

«Преосвященному архиепискому Новогорода и Пскова Ионы господину посаднику Великого Новагорода Ивану Лукинич и стары посадникам господину тысяцкому великаго Новагорода степенному Труфану Юрьевичу, тысяцким и житьим людем и купцем и черным людем и всему господину великому государю Новагороду всим пяти концем на веце на Ярославле дворе. Се биша челом игумен Ивоня и все старцы святого Спаса и святого Николы с Соловцев с моря окияна аркуцитак обитель господа святого Спаса и святого Николы наша пустынка от миру удалела сто верст от людей, чтобы есте господь жаловале обитель господа святого Спаса и святого Николы ми нас убогых тыми островы Соловкы и островом Ианзерным и остров Муксалма и островом Заыцым и малымы островкы и то благословению преосвященного архиепископа великого Новагород и Пскова Ионы господин посадник Великого Новагород степенный Иван Лукинич и стары посадникы господин тысяцки и Великоновогород степенный Труфан Юрьевич и старый тысяцкий и бояре и жить и люд и купцы и черный люд и весь господин государь великий Новгород все пять концев на вече на Ярославлев двор. Пожаловавше игумена… и всих старцев обитель святого Спаса и святого Николы ты ми островы Соловкы Ианзернои островом и Муксами островом и Заяцим островом и малыми островки в тых островах землею и ловишами и томями и пожнями и лешими озеры земля им делати и пожни косити и леши озера ловити и тоне ловити доброволно, а боярам новгородкым ни корельским детем земля ни в пожне ни в тоне ни в ловыша ни черенов не наряжати ни лесов не полесовать никому же черес кюю жаловалную Великого Новагороду грамоту. А хто приедет на тыи остров на ловлю или на добыток на сало или на кожю и но всим тым давати в дом святого Спаса и святого Николы. Изо всего десятина а тыми островы землею и водою ловишами и тонями и пожнями володети игумену и сим старцем обители святого Спаса и святого Николы по сеи пожалованои Великого Новагород грамоте и в векы и боронити игумена и всих старцев всим великым новым городом а хто иметь наступатися на тыи островы. Чрес пожаловалную Великого Новагорода грамоту. А тои дасть Великому Новуород сто рублев в стену. а ко ои грамоте приложил господин… архиепископ Великоновагород и Пскова владыка Иона свою печать, посадник степенныи Иван Лукинин и тысяцкии степенныи Труфан Юрьеви приложиша свои печати повелением всего господина государя Великого Новагород изо всих пяти концев приложиша печати».

Как видим, документ ничего общего с духовной грамотой И.В. Ромодановского не имеет. Речь в нём идет об архиепископе Ионе (с 1458 года епископ Новгородский и Псковский; умер в 1470 г.) и игумене Соловецкого монастыря Ивони. То есть документ н старше этого года.

Второй документ ещё старше, он датирован 1370 годом. И люди, в нём фигурирующие, из того же периода.

Привожу перевод второго текста:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа аминь «…» князь литовчин «…» князь Александро Кориятович Божию милостию князь и государь подольскои земли «…» сведумо своим листом всякому доброму, кто на сии лист посмотрит, штожъ был брат наш князь Юрии Кориятович придал милостыню к церкви к Ма-тце Божиеи усмотри «…» то и мы князь Александро потверживаим того сво-им листом дали «…» таи милостыню «…» и место к церкви «…» а кого коли и спрячут люди к собе у том месте «…» тые люди «…» дал есм им со всем правом, але то што ж коли вси бояре будут город твердити «…» люду такоже имеют твердити город смотри «…» штож коли все земляне имут давати дань у татары, то серегро имеют такоже тии люди дати «…» граница горе смотри чем до мосту, а долов смотри чем што дуброва межи ходорековым селом тое дубровы половина «…» а в полу собе про орют нивы, то их имеет прислушати, а на то дали есмо свои лист и печать завесили своего князьтва, а сведучи на то «…» староста подольскии смотрицкии воевода «…» Прокоп «…» Карабчевскии а он «…» листу смотри «…»

1370 лета месяца марта 17 день святого Алексея человека Божия».

Мы видим, речь в нем идет о Подольском княжестве и его князьях – братьях Юрии и Александре Кориятичах. Княжество было образовано на землях Подолья в 1363 году и охватывало территорию от междуречья рек Стрыпы и Золотого Потока на западе до Днепра на востоке, на юге граничило со степью, подконтрольной на тот период Золотой Орде, на севере – с Киевским и Волынским княжествами. На юго-западе естественной границей был Днестр. И, конечно, никакого отношения к Стародубскому княжеству князя И.В Ромодановского не имело.

После этого уместен к автору вопрос: Как в 1521/1522 годах свою духовную подписал князь Иван Васильевич, умерший в 1520 году? А «Славянская энциклопедия: «Киевская Русь-Московия» гласит: умер боярин в 1519/20 гг.

И второй: Для чего Н. Фролов использовал тексты, не имеющие отношения к духовной грамоте? Ведь прилагаемые им как доказательство тексты – это самая настоящая фальсификация или подлог. Хотелось доказать свою правоту? А получилось, сам себя высек, как принято говорить о человеке, нарвавшемся на неприятность, которую он сам себе учинил.

Мы видим явное искажение исторической истины и введение в заблуждение! Это искусственное создание «удобной даты» для обоснования так называемого юбилея Мстёрского края в 2021 году.

Пётр ГРИНЁВ.

Похожие новости
Совет народных депутатов МО «Город Вязники» Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину Директору школы искусств Л.Б.Алексеевой Обра...
Кто же Вам так отомстил, Ян Павлович?

Совет народных депутатов МО «Город Вязники» Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину Директору школы искусств Л.Б.Алексеевой Обра...