Как -то незаметно, даже можно сказать тайно, отметили в Вязниках день рождения нашего телевидения. За воспоминаниями его появления в нашем г...
06.02.2022
Какой же быть новой системе власти?
Государственная Дума приступила к обсуждению законопроекта о новой системе муниципальной власти и выстраивании общей системы публичной власти в стране. Законопроект прошёл первое чтение, до 23 февраля установлен срок внесения поправок, ну а дальше принятие примет окончательный характер. Вероятней всего, он вступит в силу с нового года, и уже на следующий год нас ждут выборы местной власти по этому закону.
Действующий закон о местном самоуправлении был принят в 2005 году. Чем же порадует нас новый закон? Об этом мы поговорили с бывшим главой Вязниковского района Евгением Михайловичем Виноградовым.
— Добрый день, Евгений Михайлович, наш сегодняшний разговор касается грядущих изменений в системе муниципальной власти. Что думаете по данному поводу?
— Здравствуйте. Для начала хочу коснуться новейшей истории, напомнить, как трансформировалась местная власть в новой России. Мне пришлось участвовать в многочисленных преобразованиях местной власти, есть что с чем сравнить. До 1991 года в городе избирался городской Совет депутатов трудящихся (так он тогда назывался) в составе 120 депутатов. Совет на своей сессии утверждал исполнительный комитет, его председателя и руководителей всех структурных подразделений. Председатель исполкома одновременно был и руководителем Совета, а оргработой занимался секретарь исполкома. Эту должность много лет подряд занимала Валентина Алексеевна Захарова, которая знала о депутатской работе, наверное, всё. Но уже тогда мы искали новые формы управления территорией.
— Расскажите о структуре того Совета. Кто им управлял?
— С марта 1990 года стал избираться председатель Совета. На первой сессии им стал Борис Александрович Авруйский, который тогда являлся и первым секретарём горкома партии. Валентину Алексеевну Захарову утвердили заместителем председателя Совета. Я единогласно был утверждён на посту председателя горисполкома. А уже в августе меня избрали председателем городского Совета, а моим заместителем и одновременно председателем исполнительного комитета был избран Валерий Владимирович Веранов.
— Что происходило после смены власти в стране? Как менялась система самоуправления в 1991 году, в год ГКЧП?
— Появился новый административный органа управления — администрация. Кандидатура на пост главы администрации утверждалась губернатором после рассмотрения её на сессии городского Совета. Помню, что тогда сессия рассмотрела две кандидатуры — мою и Юрия Ивановича Симонова. Победил я, но губернатор Юрий Васильевич Власов пригласил нас обоих на собеседование, и, по сути извинившись передо мной, назначил на этот пост Симонова. Я остался на посту председателя городского Совета.
А с 1 января 1993 года Борис Николаевич Ельцин издал Указ о ликвидации Советов и назначении новых выборов. Изменили количественный состав депутатов Совета. Для Вязников эта норма была установлена в 20 человек.
— Когда и как происходило объединение города и района в округ Вязники?
— В 1995 году после внесения изменений в Устав города стали проводиться всенародные выборы главы города. Я был избран на этот пост. А в 2001 году освободился пост главы Вязниковского района. Его оставил, бросив район в трудную минуту, Авруйский. В это время в районе была просто беда с жизнью населения. Люди даже зимой оставались без тепла, света и воды. Они выходили на улицы и перекрывали дороги, находясь в полном отчаянии. Меня пригласил губернатор Николай Владимирович Виноградов, мы обсудили обстановку и пришли к мнению, что изменить ситуацию сможет только объединение территорий и создание единой власти.
Была очень быстро проведена необходимая организационная работа, прошли выборы и появилось новое муниципальное образование – округ Вязники. Всенародно были избраны Совет депутатов округа и глава округа Вязники. Ликвидировали сельские и поселковые Советы, вместо них на местах появились отделы администрации округа. Таким образом был сохранён и упрощён доступ населения к органам власти. Все руководители отделов еженедельно собирались на планёрки к главе округа, и таким образом все проблемы жителей становились известны руководству округа. Жители города непосредственно обращались к главе округа и в отделы администрации.
— Какие результаты принесло подобное решение?
— После объединения города и района в районе больше не случалось ни одной техногенной аварии. Просто было налажено управление единым хозяйством, выравнены финансовые потоки, и люди успокоились.
Я и сейчас считаю, что система управления типа «округ» является оптимальной системой власти на вязниковской земле. Но поработать в этой системе нам пришлось недолго.
— Что произошло?
— В 2005 году был принят новый закон о местном самоуправлении, и нам пришлось начинать всё сначала. Идеей нового закона стало желание раздать власть народу, привлечь его к управлению территориями, а дальше народ сам всё наладит. Авторы закона просто не знали, как и чем живёт народ, готов ли он к самоуправлению. К тому же, раздав власть мелким муниципальным образованиям, федеральная власть деньги оставила у себя. И получился «пшик»! Я несколько раз ездил в Госдуму, присутствовал на заседаниях комитета при обсуждении проекта нового закона, пытался спорить с его авторами, но кто бы нас с мест слышал. Прошла команда: новый закон продавить – и его продавили.
— Недавно читал в прессе, что Юрия Матвеевича Фёдорова считают отцом нынешней схемы власти в территориях. Это так?
— По Фёдорову в Вязниковском районе должно было появиться порядка 15 муниципальных образований. Например, власть для нашего заречья должна была располагаться в посёлке Октябрьском.
Я поехал тогда к губернатору и высказал своё категорическое несогласие с такой организацией нашей территории. Губернатор со мной согласился, и таким образом на вязниковской земле было организовано семь муниципальных образований, но которые так и остались без средств к существованию и оказались вынуждены выпрашивать деньги в вышестоящих инстанциях. Вот таким образом нам насильно прививали демократию.
— Почему же сейчас всё, что называется, возвращается на круги свои?
— Видимо, пришло время «собирать камни», и это главное, что предписывает нам новый законопроект. Система власти, которая нам предлагается – это точная копия нашего округа Вязники, созданного в 2001 году. В законопроекте очень демократично прописаны разные процедуры появления главы муниципального образования, главы администрации. Их будут определять нынешние депутаты путём разработки Устава нового «округа Вязники».
Давайте представим, смогут ли они прописать появление нового главы округа путём всенародного прямого избрания? Ибо только тогда народ понимает, откуда во власти появляются те или иные люди. Ибо только тогда эти люди становятся ответственны перед народом, избравшим их. А сейчас они говорят, что их избрал не народ, а партия «Единая Россия», перед которой они и в ответе. Можно ли такую власть считать народной? Поживём-увидим!
Записал Борис ПЯТКИН.
Иллюстрация из открытых источников.