В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...
06.06.2024
Кто же такие «Калдаши»?
Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли.
Было много приезжих из Гороховецкого района и почему-то из Темниковского уезда Тамбовской губернии. Этот район граничил с югом Рязанской губернии.
Видимо кто-то из управленцев фабрики был из тех мест и потом начал привозить оттуда работников на Ярцевскую фабрику. Приезжим где-то надо было жить, и В.Ф.Демидов начал строить жильё для приезжих работников.
Одним из первых было здание жилой казармы или «каморки», как чаще называли это здание. В советское время его звали «38-м зданием». Этот номер зданию был присвоен в результате очередной инвентаризации ещё при фабриканте. Его адрес тогда был : фабричный двор, дом № 38.
Дело в том, что номера зданиям и сооружениям при фабрикантах давались просто по порядку строительства, начиная с зданий самой фабрики.
Производственная зона и жилая зона фабрики были тогда единым целым. Это здание,в основном, и заселяли приезжие из Тамбовской и других губерний, которых звали «калдашами».
Вязниковский краевед Д.Обидин в своё время изучал, откуда пошло слово «калдаш», и написал, что в мордовском языке есть такое слово, означающее большой дом, участок земли, где жило много народа. Полагаю, что он не до конца изучил эту версию.
Я решил поглубже изучить этот вопрос и связался с Мордовским научно-исследовательским институтом гуманитарных наук. И вот что мне ответила заведующая отделом языковедения Цыплякова Ольга Юрьевна :
«В мордовском языке нет слова «калдаш». Но есть слово «КАЛДА», которое означает «загон, стоянка для скота». И вот отсюда вполне можно предположить, что проживание в «каморках» (бывшее 38-е здание) приехавшие из Тамбовской губернии работники сравнивали с содержанием скота.. В одной каморке приходилось ютиться 2-3 семьям. Спали даже на полу.
Одни уходили на смену на фабрику, а их сменяли для отдыха пришедшие со смены. Видимо это своё проживание приезжие сравнивали с содержанием скота и называли «КАЛДА», а местные стали их называть «калдаши» ( так во множественном числе звучит это слово).
Постепенно всех приезжавших на фабрику с других местностей стали тоже называть «калдашами».
Евгений Михайлович Виноградов