В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение

04.08.2022

Легенды древнего города: Скакал ли Дмитрий Пожарский на белом коне через Ярополч?

Читая материалы, связанные с историей города Ярополча, написанные известными историками и местными краеведами, иногда диву даешься. О чем только не написано: о ярополчанах на поле Куликовом; о следах пушкинской коляски; о месте, где происходило действие его повести «Метель»; о третьем рождении Ярополча и многом другом. Отношение читателей к этому, как правило, доверительное. И лишь недавно стали раздаваться голоса, вносящие явный диссонанс в звучание согласного хора: а было ли такое на самом деле? А что если все было не так?

Вот вам один такой образчик. «В один из дней грозового 1612 года через тихий городок на Клязьме проскакал воинский отряд, — это князь Дмитрий Пожарский, «упрошенный миром», спешил, повинуясь долгу, в Нижний Новгород. А через некоторое время, по свидетельству ярополчского протоиерея К. А. Веселовского, народное ополчение, двигаясь освобождать Москву, расположилось на кратковременный отдых на Ярополчьей горе. С тех пор якобы и гора, и селение, где останавливался Минин, получили его имя. Встречается название и «Минина гора». И далее автор продолжает. «Село Минино, как и город Ярополч вместе с прилегающими селениями, было щедро пожаловано Михаилом Романовым боярину Федору Ивановичу Мстиславскому. Новопожалованная вотчина находилась во владении князей Мстиславских до середины XVII века, а затем перешла в ведение Дворцового приказа. Это время второго рождения города Ярополча, короткий период его возвышения, вызванного строительством в 1657 году по царскому указу городских укреплений. Государь Алексей Михайлович повелел воеводе Субботе Семеновичу Чаадаеву соорудить на Мининой горе земляной город с каменными башнями на изломах стен». Это пишет А.А.Тиц.  в своей книге «По окраинным землям Владимирским», 1964 г.

И вот уже вторят ему другие краеведы, добавляя новое: «Ярополч не остался в стороне от народного движения за освобождение отчизны. Посадский человек Козьма Минин сумел зажечь сердца русских людей. Ходоки с его воззванием, страстно призывавшим не пожалеть «животов своих» за Родину, приходили для сбора средств и в Ярополч».

«Через Ярополч из Суздаля в Нижний Новгород в октябре 1611 года проскакал на белом коне во главе своего отряда князь Дмитрий Пожарский. Часть ярополчан влилась в этот отряд, вступив затем и в ряды народного ополчения».

Не уступают и ивановские краеведы: «Нижегородские послы ехали в Мугреево по старинному тракту: Балахна, Пурех, Пестяки, Нижний Ландех».

Ехали они почему-то в противоположном направлении. Как говорится, князь туда, а послы сюда. Где же истина?

Рассмотрим вкратце возникновение первого и второго ополчения. Смутное время. Здесь следует отметить, что наиболее стойко в это трудное для России время держались лишь Троице-Сергиев монастырь под руководством архимандрита Дионисия и Нижний Новгород под руководством воевод князя Репнина и А.И. Алябьева. Именно в Нижнем Новгороде первыми во весь голос заговорили о сопротивлении иноземцам.

В январе 1611 года, утвердившись крестным целованием с балахонцами (жителями города Балахны), они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за веру и за Московское государство за один». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много городов.

Был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключённый поляками в темницу Чудова монастыря. С июля 1611 года архимандрит Дионисий начал рассылать грамоты в разные города России, чтобы возбудить ненависть в сердцах граждан к иноземным захватчикам. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота от патриарха Гермогена, в которой он призывал нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Одновременно с нижегородцами собиралось ополчение и в Рязани под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. Князь Пожарский, в то время Зарайский воевода, не признав решения московских бояр призвать на российский трон королевича Владислава, со своими ратными людьми примкнул к его отряду.

Первое нижегородское ополчение под руководством нижегородского воеводы князя Репнина выступило на Москву в феврале 1611 года численностью около 1200 человек. Под Москву нижегородское ополчение пришло в середине марта. Несколько ранее к Москве подошли отряды ополченцев из Рязани и Владимира. Скорее всего отряд ополченцев из Вязников присоединился к владимирскому, так как Вязники в то время входили во Владимирский уезд.

Ополченцы поспешили на помощь москвичам. Д.М. Пожарский встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего опорный пункт около своего подворья на Лубянке. Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен и вывезен из Москвы соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую вотчину в Мугреево. Но с обострением обстановки, нашествием Литвы и поляков на Суздаль, (у Пожарского поляками была отобрана вотчина Нижний Ландех неподалеку от Мугреева), князь Д. Пожарский был перевезен в родовое имение Юрино Нижегородского уезда. Там он продолжил своё лечение.

В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Козьма Минин призвал к формированию нового ополчения для освобождения Москвы. При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д.М. Пожарского и послали к нему в село Юрино делегацию в главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием.

Нижегородская делегация в главе с архимандритом Вознесенского Печерского монастыря Феодосием у Д. Пожарского.

Князь ещё не оправился от тяжёлых ранений весной 1611 г. в голову и ногу. Ранение в голову привело к тому, что воевода заболел «черным недугом» (эпилепсией). Трудно заживала и рана на ноге – хромота осталась на всю жизнь.

Вот как сообщает об этом «Новый летописец». «Един же от них нижегородец Козма Минин, рекомый Сухорук, возопи во все люди: «будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих; и дворы свои продавать и жены и дети закладывать и бити челом, хто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Нижегородцем же всем ево слово любо бысть, и здумаша послати бити челом к столнику ко князю Дмитрею Михайловичу Пожарскому Печерсково монастыря архимарита Феодосия, да изо всех чинов всяких лутчих людей. Князю же Дмитрею Михайловичу в то время бывшу у себя в вотчине, лежащу от ран, от Нижнева 120 поприщ, архимарит же и все нижегородцы привдоша ко князю Дмитрею Михайловичу и биша ему челом со слезами, чтобы к ним ехал в Нижней Нов город и стал бы за православную християнскую веру и помочь бы учинил Московскому государству. Князь Дмитрей же их совету рад бысть и хотяше ехати в тот час. Нижегородцы же его встретиша и прияша с великою честию». В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.

Икона Казанской Божией Матери, сопровождавшая ополчение Д. Пожарского.

В январе 1612 г. Пожарский объявил, что нижегородская рать пойдет на выручку Суздалю, осажденному польскими отрядами. Об этом узнали в подмосковном казачьем лагере. Реакция последовала незамедлительно. На Суздаль были срочно брошены казачьи отряды атаманов Андрея и Ивана Просовецких. Польские войска отошли без боя, и Суздаль был занят казаками. Таким образом, прямой путь Пожарскому к Москве был закрыт. Конечно, ополчение без труда могло выбить казаков из Суздаля, но начинать войну с новым ополчением было нецелесообразно в военном, а главное – в политическом отношении, поэтому Пожарский решил двинуть рать по Волге.

Надо отметить, что в Суздале Пожарский был, но случилось это начале апреля 1612 г. и был это родственник Д. Пожарского Роман Петрович Пожарский, который по поручению князя подошел к Суздалю и выбил из него казаков атамана Просовецкого.

Второе народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля – начале марта 1612 года. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому, Ярославль и Ростов Великий. В Ярославль ополчение пришло в конце марта – начале апреля 1612 года. 28 июля 1612 года второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву. 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевого монастыря, а 20 августа подошло к Москве.

Сражение ополченцев с войсками гетмана Ходкевича.

21-24 августа состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича. К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец, 22 октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города. Таковы обстоятельства того времени.

Невольно возникает вопрос к А.А. Тицу. Откуда скакал князь Дмитрий Пожарский в один из дней грозового 1612 года, «повинуясь долгу», через Ярополч (Вязники) в Нижний Новгород для того, чтобы возглавить ополчение? Из родовой вотчины Мугреево? Но мы уже знаем, что, получив тяжелое ранение, он был вывезен сначала в Троице-Сергиев монастырь, затем в Мугреево, а из него в родовое имение Юрино Нижегородского уезда, где продолжал свое лечение и находился там до октября 1611 г., куда к нему прибыло посольство нижегородцев во главе с архимандритом Феодосием. И «Новый летописец» подтверждает это.

Есть вопрос и к директору Мытского краеведческого музе Елене Сергеевне Локтевой. По ее данным нижегородские послы ехали в Мугреево по старинному тракту: Балахна, Пурех, Пестяки, Нижний Ландех. Зачем они туда поперлись, если Д. Пожарский находился в Юрино?

Еще один вопрос, теперь уже к вязниковским краеведам. Каким образом князь Д. Пожарский из Суздаля через Ярополч во главе своего отряда, да еще на белом коне, проскакал в Нижний Новгород? Как он оказался в Суздале? Скорее всего, князь Дмитрий Пожарский на белом коне въехал в Москву, когда были разбиты поляки.

Мы видим явное несоответствие сказанного действительности, в ряде работ присутствуют примеры искажения имевших место реальных исторических фактов, различные ошибки и домыслы. Прежде всего их наличие связано с тем, что основой написания данных работ послужил не анализ первоисточников, а компилятивный пересказ классиков краеведения.

По этому поводу очень метко высказался Лев Иванович Аносов: «В этих высказываниях ярко просвечивает желание возвеличить нашу довязниковскую историю с городом Ярополчем XII и XVII веков, но, мне кажется, не следует исторические факты подгонять под свои желания. На самом деле все было намного прозаичнее».

И ему можно поверить.

Юрий ВАСИЩЕВ.

Иллюстрации из архива автора.

Похожие новости
Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...
Кто же такие «Калдаши»?

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...
Мысли вслух

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...
Гибнет дом Штарёвых

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...