Виноградов Евгений Михайлович Мы любим тебя, Ярцево! Владимир Калейдоскоп, 2024. – 92 с. В свет вышла очередная книга, хорошо знакомого вя...
16.02.2021
О путанице в семейной хронике рода Мстиславских
В 30-м номере вязниковской газеты «Районка 21 век» в рубрике «Страницы истории» опубликован материал об известном в отечественной истории и имеющем непосредственное отношение к Вязниковскому краю роде Мстиславских, последними представителями которого стали две Ирины Мстиславские. Как пишет автор статьи краевед Н. Фролов, «учитывая то, что в окончании семейной хроники этого рода порой возникает путаница, во избежание ее, стоит остановиться на данном эпизоде нашего прошлого». И уточняет, что Ирин Мстиславских было не две, а три. Самую младшую дочь князя Ф.И. Мстиславского княжну Ирину Федоровну он называет первой (умерла в 1620 году). Вдову князя Федора Ивановича Доминику Михайловну Темкину, принявшую постриг под именем Ирина, называет второй (умерла 7.04.1630 года). Сестру Федора Ивановича Ирину Ивановну Мстиславскую (в иночестве Александру) называет Ириной третьей (умерла в 1621 году). По его словам, её предназначали в жены сыну Ивана Грозного – будущему царю Федору. Упоминается им еще монахиня Ирина, которая совместно с так называемой Ириной третьей примерно в 1623 или 1624 гг. основали Введенский женский монастырь. Получается уже Ирина четвертая. И сразу возникает вопрос, как ей (монахине) удалось в 1623-24 гг. совместно с умершей в 1621 году Ириной третьей основать Введенский монастырь?
Дальше больше. Появляется еще одна Ирина – старица (уже пятая по счету Ирина), «после смерти которой единственной наследницей Мстиславских оказалась сестра Федора Ивановича Ирина Ивановна Мстиславская – в иночестве Александра» (то бишь Ирина третья). И далее автор продолжает: «При ней Введенский монастырь продолжил свой расцвет… хотя в конце жизни последняя представительница княжеского рода Мстиславских перебралась в столицу. Она умерла в 1639 году». Получается уже во второй раз (первый раз в 1621 году). Нельзя не согласиться с автором, все действительно запутано.
Попробуем распутать этот клубок и установить, кто есть кто. Зададимся вопросом, а сколько все же было Ирин? Ответить нам на него помогут «Большая энциклопедия», «Московский некрополь Мстиславских Симонов монастырь», «Вкладная и кормовая книга Симонова монастыря», «Известные настоятельницы московского Вознесенского женского монастыря» (А.А. Воронов).
Исследуемые лица – члены семей князей Мстиславских – Ивана Федоровича и его и сына Федора Ивановича – в первую очередь их дочери.
Князь Иван Фёдорович Мстиславский (1530-1586 годы жизни). Был дважды женат. Первая жена Ирина Александровна Горбатая скончалась в 1566 г. Дети – сыновья Фёдор Иванович, Иван Большой, Иван Меньшой и еще двое. Обратим внимание на выделенные «большой», «меньшой» и запомним. Дочери Анастасия в иночестве Александра (+1607 г.). Марфа, Ирина (+1621 г.), Агрипина (+1639 г.). (Имена дочерей перечислены по старшинству. – Прим. авт.)
Князь Фёдор Иванович Мстиславский (1550 – 19 февраля 1622). Трижды женат – княжна Ульяна Петровна Холмская (ум. 4 июня 1586 г.), Прасковья Ивановна Нагая (ум. 1606 г.), княжна Доминика Михайловна Темкина-Ростовская в иночестве Ирина (умерла 7.04.1630 г).
От этих браков у Ф.И. Мстиславского было 5 детей: два сына и дочери Мария, Ольга (ум. 3.12.1609 г.), Евдокия (родилась и умерла в 1600 году), Ирина Федоровна (ум. 26.11.1620 г.).
Как видим, Ирин четыре. Пятая появится несколько позднее.
Из них крестильное имя Ирина носили трое – супруга И.Ф. Мстиславского Ирина Александровна Горбатая, их дочь Ирина Ивановна (в иночестве Александра) и младшая дочь Федора.Ивановича Мстиславского Ирина Федоровна. Иноческое имя Ирина носили Доминика Михайловна Темкина – жена Ф.И Мстиславского – и некая старица Ирина. Как покажет исследование, это никто иная, как Агрипина Ивановна Мстиславская.
В Большой энциклопедии читаем: «Княжна Агрипина (старица Ирина) Ивановна Мстиславская (умерла 15 ноября 1639 года в Вознесенском монастыре в Москве) младшая дочь князя Ивана Фёдоровича Мстиславского». (В других источниках она упоминается как царская невеста. – Прим. авт.).
По завещанию Иоанна ІV Грозного младшая дочь Ивана Федоровича Мстиславского назначалась женой царя Фёдора Иоанновича – в случае бездетности его жены Ирины Годуновой. Используя это, И.Ф. Мстиславский и князья Шуйские путём дворцовой интриги попытались отстранить Б. Годунова от власти. По свидетельству современников, ими на боярском совете обсуждался возможный развод царя Фёдора с Ириной Годуновой и его возможная женитьба на младшей дочери И.Ф. Мстиславского – Агриппине. Заговор не удался. Расплата была неизбежна. Летом 1585 г. Ивана Федоровича заключили в Кириллов-Белозерский монастырь под именем Иона. где в 1586 году он и умер. Был Иван – стал Иона.
Хорошо известны случаи пострижения в монастырь, связанные с различными политическими событиями. По приказу Б. Годунова Агрипина Мстиславская «за то, что ее хотели посадить царицею на место Ирины Годуновой», была похищена из дома отца и насильно пострижена в монахиню под именем Ирины. Была Агрипина – стала Ирина. Инокиню не возьмешь замуж, и стала Агриппина уже не царской, а Христовой невестой.
Много знатных женщин видели стены Воскресенского Горицкого монастыря. Среди них Агрипина (старица Ирина) Мстиславская. Несчастливая царская «невеста» разделила участь отца. Горицкий монастырь находился в семи верстах от Кириллов Белозерского монастыря, где обретался ее отец. По воцарению в 1606 г. Василия Шуйского Агрипина была возвращена в Москву в Вознесенский женский монастырь.
Свято-Тихоновский богословский университет Московского Патриархата издал книгу Александра Воронова «Монастыри Московского кремля». В разделе «Известные настоятельницы Вознесенского монастыря» находим еще одно подтверждение: «Старицы: княжна Ирина Мстиславская (в миру Агрипина Ивановна), Александра Голицына (в миру Ирина Ивановна Мстиславская) были начальствующими лицами в монастыре в 1613 году». Вкладная и кормовая книга Симонова монастыря подтверждает, что дочь князя Ивана Федоровича Ирина Старшая (ин. Александра) была замужем вторым браком за князем Иваном Юрьевичем Голицыным. Книга отмечает вклады дочери князя И.Ф. Мстиславского супруги царя Симеона Бекбулатовича Анастасии Ивановны (в иночестве тоже Александры), ее сестер Ирины Старшей (Голицыной) и Ирины Младшей (Агрипины). В 136 (1628) году старица княжна Ирина Ивановна Мстиславскаго (Агрипина) дала к прежнему вкладу по сестре своей (Анастасиии) царице иноке Александре царя Симеона 40 осмь рублев денег.
В старые времена в семьях нередко были дети, носящие одно и тоже имя. У князя И.Ф. Мстиславского были сыновья Иван «большой» и Иван «меньшой», а Вкладная книга Симонова монастыря его дочерей – сестер Анастасии Ивановны Мстиславской инокини Александры – называет Ириной «старшей» (Голицына) и Ириной «младшей» (Агрипина). Делалось это для того, чтобы не спутать, о ком идет речь.
Итак, мы установили, что старица Ирина – это младшая дочь И.Ф. Мстиславского Агрипина и получили ответ на вопрос, сколько было Ирин. Их оказалось пять. Все они были насельницами Московского Вознесенского женского монастыря и захоронены в Симоновом монастыре в родовой усыпальнице. Старица Ирина (Агрипина Мстиславская) пережила всех, кто поступил с ней так несправедливо, ее грустная жизнь закончилась в 1639 году (по другой версии в 1629г.), уже при Романовых. На ней пресекся род Мстиславских.
Вернемся к публикации Н. Фролова «Ирины Мстиславские последние в княжеском роду». Как видим, попытка автора публикации остановиться и разобраться в путанице хроники княжеского рода Мстиславских потерпела фиаско и еще больше все запутала.
Аналогично и с версией о создания монахинями Иринами Введенского домового монастыря Мстиславских. Своему возникновению большинство женских обителей были в большей степени обязаны милости князей, а не волеизъявлению их жён. Открытие монастыря происходило по решению патриарха. Кроме того, на Руси никогда не существовало домовых монастырей. Домовые храмы были.
А.В. Маштафаров в своей работе «Вязниковский в честь введения в храм Пресвятой Богородицы женский монастырь» весьма осторожен в выводах: «Основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у. Впервые упомянут в писцовой книге А. Лодыгина и подьячего М. Клементьева 1627/28 г., где назван «новодевичьим» и находящимся в вотчине кнг. Ирины Мстиславской (вдовы кн. Федора Мстиславского)». Ни слова о создательницах Введенского монастыря. Ему можно верить. Скорее всего Вязниковский Введенский монастырь создавался на вклады супруги Федора Ивановича Ирины Михайловны в память о муже, выделением земли и денег.
Открыл ли автор что-либо новое в хронике Мстиславских, чего бы мы до этого не знали? Однозначно нет. Это всего лишь компилятивный пересказ публикуемых ранее по этой теме вязниковских краеведов, не представляющий какой-либо исторической ценности. Скорее он извращает историческую действительность.
В настоящее время Интернет представляет любителям истории большие возможности в поиске интересующих их документов и сведений чтобы, изучив их, сделать правильный вывод. К сожалению, автор пошел по более легкому и быстрому пути. И получилось, как в русской ироничной поговорке – «не поглядев в Святцы, да бух в колокол».
Ю. ВАСИЩЕВ.
Вязники, сентябрь 2019 года.
Используемые литература и документы:
«Большая энциклопедия»;
«Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря» Л. 23-24, 31-34;
«Московский некрополь Мстиславских. Симонов монастырь»;
А.А. Воронов, «Монастыри Московского кремля. Известные настоятельницы Вознесенского монастыря», Москва, изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009 г.