В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение Разное

27.07.2022

«Окрылённая молодёжь»: первые в небе, учёбе и труде

Сегодня, дорогие читатели, попробуем приоткрыть окошко в далёкий 1939 год и посмотреть на воспитанников Вязниковского аэроклуба, совершающих первые успехи в небе. А поможет нам в этом статья Г. Павлова из газеты «Пролетарий» от 18 августа «Лётный день». Материал опубликован под рубрикой «Окрылённая молодёжь». Итак, слово автору:

«Давно отзвучал оркестр в летнем саду фабрики «Свободный пролетарий», и на улицах встречаются только запоздалые. Три часа утра. Город ещё спит, а в аэроклубе, что на базарной площади, уже оживление. Сюда собираются молодые люди в синих комбинезонах. Это лётные кадры. Сытно позавтракав и проверив свои приготовления, идут к автомашинам, и через несколько минут они их мчат на аэродром, на окраину города.

Здесь учлёты аэроклуба Осоавиахима начинают упорную и настойчивую учёбу: они овладевают техникой, приобретают мужество и находчивость. Машины подготовлены, учлёты не успокаиваются, они ещё раз сами убеждаются в исправности их материальной части. И лишь после тщательного осмотра инструкторы рапортуют начальнику лётной части о готовности к полёту.

Самолёты ровным рядом выстроились на линии старта, ограниченной красными флажками. Стартер взмахнул белым флагом: препятствий впереди нет, взлёт разрешён!

Учлёты дают полный газ, и самолёты начинают стремительный разбег. Командование аэроклуба внимательно следит за полётами своих воспитанников. Вот и сейчас в воздух поднимаются лучшие учлёты В. Куликов, А. Яковлева, А. Шищаков. Они сегодня после тренировочных полётов с инструкторами должны овладеть самостоятельными взлётом и посадкой.

— Как они оторвутся от земли? Как совершат свои первые самостоятельные полёты? – мелькают мысли у командиров. Особенно волнуются инструктора. Но всё это оказывается напрасным. Набрав скорость, машины отрываются от земли и забираются всё выше и выше. И сейчас каждому стоящему на земле хочется знать: как чувствуют себя учлёты в безбрежном голубом пространстве, впервые сев за управление? Ведь малейшая оплошка, и неминуема авария.

Учлёт Куликов даёт полный разворот, выполняя его на «хорошо». Машина не выпускается из поля зрения. Через несколько секунд самолёт делает крен для второго разворота и затем идёт на посадку. Вот он уже летит совсем низко, и когда до земли остаётся совсем малое расстояние, учлёт приводит машину в горизонтальное положение и плавно производит посадку.

— Хорошо, очень хорошо, — говорит начальник лётной части.

За Куликовым идёт на посадку самолёт Яковлевой. Она также мастерски сажает машину.

Совсем иначе совершил свою первую посадку учлёт Емельянов. Его машина шла на посадку на большой скорости. Не рассчитал, и он на большой высоте стал выравнивать самолёт. Садиться нельзя, может получиться авария. Емельянов не растерялся, прекратив снижение, дал газ и… ушёл на второй круг. На втором круге учлёт исправил свою ошибку и уже хладнокровно повёл самолёт на посадку, сделав её на «хорошо».

Отдельное внимание автор статьи обращает на повседневную жизнь курсантов, их работу на вязниковских предприятиях. Вероятно, здесь хорошо подошёл бы девиз «Первый в небе – первый в учёбе и труде».

«Первые самостоятельные полёты позади. О них сейчас осталось только радостное волнующие воспоминание. Сейчас учлёты с большим старанием готовятся к предстоящему выпуску, выполняя более сложные задачи техники пилотирования. Полюбив лётное дело, они стремятся овладеть им в совершенстве.

Учлёты аэроклуба – молодёжь. Днём она работает на предприятиях, в учреждениях, учится в техникуме и рабфаке, а затем идёт на аэродром и, получив задание, поднимается в воздух. Учёба в аэроклубе не мешает и быть и передовиками на работе и в учёбе. Взять в пример учлёта отличника Романова Александра. Работет он столяром на Вязниковском лесозаводе, производственный план выполняет ежемесячно на 180-200 проц. Хорошие отзывы дирекции и общественных организаций фабрики имени Карла Либкнехта имеет слесарь Анатолий Шишаков. Он вместе с учлётом Целоватовым первыми самостоятельно поднялись в воздух и по всей учёбе имеют отличные оценки. Учлёт Тоня Яковлева окончила второй курс первичного отделения льнотехникума и успешно овладевает искусством лётного дела.

Впереди по учёте и налётанным часам идёт экипаж командира звена, инструктора лётчика Калькова. Он уже подготовил три выпуска учлётов, из котрых многие поступили учиться в школы военного гражданско-воздушного флота. Сейчас звено за отличные показатели имеет красный вымпел на самолёте. Экипаж борется за первенство в области».

Вязниковские пилоты учились не просто добросовестно, они старались изо всех сил, словно предчувствуя, какие испытания вскоре выпадут на долю советского народа. Напомню, что статья вышла в августе 1939 года, но автор уже пишет про «зарвавшегося фашистского врага» и готовности громить агрессора на его же собственной территории:

«….На лётном поле возле старта оживление. Здесь в свободные минуты увидишь и комиссара клуба, и инструкторов, они разъясняют учлётам волнующие их вопросы, указывают на ошибки полётов. Тут же передвижная палатка со свежими газетами и журналами. Редколлегия выпускает «Стартовку», в которой подмечаются успехи и ошибки учлётов, показываются результаты социалистического соревнования звеньев.

Многие из инструкторов сами воспитывались в Вязниковском аэроклубе. Они полюбили лётное дело и посвятили свою жизнь обучению новых кадров пилотов, таких же, как и они, фабричных ребят и студентов, готовых в любой момент пересесть с учебных машин на боевые и громить зарвавшегося фашистского врага на его же собственной территории.

Н. Пичугин три года назад сам был учлётом, а сейчас работает техником аэроклуба. П.С. Блинов работал на фабрике имени Карда Маркса техником-чертёжником и без отрыва от производства овладел лётным делом. Сейчас он начальник теоретического курса, учит молодёжь в совершенстве овладевать авиационной наукой. Его забота о теоретической грамотности не пропадает даром, учлёты на практике показывают своё мастерство.

… Вот взлетел самолёт, за ним другой, третий… Учлёты девушки – Александрова, Борисова и другие вылетели выполнять сложные задачи. Их учёба видна в хладнокровии, отваге, точном и смелом исполнении виражей и мёртвых петель…»

Подготовил Антон АГЕЕВ.

На иллюстрации самолёт И-16. Изображение из открытых источников.

Похожие новости
Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...
Кто же такие «Калдаши»?

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...
Мысли вслух

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...
Гибнет дом Штарёвых

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...