На сайте городского Совета народных депутатов появилось решение от 06.08.2024 года о внесении изменений в решение Совета от 2009 года, в с...
30.06.2022
Остановись, мгновение, или Секреты фотохудожника Валерия Шишкина
Сегодня едва ли не каждый второй мнит себя фотографом. Продвинутая техника в значительной мере компенсирует кривые руки, и не случайно сложилось устойчивое мнение, что чем круче у тебя камера, тем более ты профессионален. Людей, считающих фотографию искусством, готовых часами сидеть в засаде в ожидании удачного кадра, для которых фотосъёмка стала самой жизнью, – единицы. Нам повезло встретиться с таким человеком. Знакомьтесь: вязниковский пенсионер Владимир Борисович Шишкин. Впервые он «остановил мгновение» ещё в 80-х годах прошлого века и с тех пор всегда носит с собой фотокамеру.
Смотрящий за поездом и нарушителями границы
Ярко светит июньское солнце, обдувает прохладный ветерок. Погода, что называется, располагает, и мы с Валерием Борисовичем встречаемся в Летнем парке на улице Герцена. Разговор завязывается сам собой, благо, старожилу есть что вспомнить:
— В этом парке я гулял ещё по молодости – было здорово здесь раньше, — улыбается собеседник. — И в шахматы, и в шашки здесь играли, ребятишкам места хватало. Кинотеатр здесь работал. В первый и последний раз я его посетил, когда шёл фильм «Адъютант его превосходительства». На следующий год показы прекратились, а кинотеатр сломали.
Учился будущий фотограф во второй школе города Вязники. Позже она станет носить имя Героя-космонавта Валерия Николаевича Кубасова, а тогда была имени Парижской коммуны. После поступил в железнодорожное училище Ярославля. Ну а окончив его, В.Б. Шишкин стал работать помощником машиниста паровоза в Иванове. Обязанностей было много, но в числе главных – смотреть за локомотивом и за дорогой, а обо всех нарушениях докладывать диспетчеру. Следил, если можно так выразиться, за безопасностью на линии.
Срочную службу наш земляк прошёл на далёкой Камчатке, в радиотехнических войсках. Там Валерий Борисович тоже не смыкал глаз – наблюдал за локатором, отслеживая предполагаемых нарушителей государственной границы. А после армии вернулся на малую родину – в Вязники.
— Работал и на льнокомбинате, и на заводе, — вспоминает В.Б. Шишкин. — Одно время даже числился фотокорреспондентом вязниковского «Маяка». Тогда ещё Николай Николаевич Соловьёв там был – ответственейший мужик. Ещё Света Лифанова работала – замечательный корреспондент. Мне везло по жизни – всегда встречались хорошие люди.
В любой работе бывает брак
Фотографией Валерий Борисович увлёкся в 1980-м году, во время Олимпиады. Хотя сами соревнования снять не получилось, так как нужно было работать. Первым фотоаппаратом стал легендарный «Зенит».
Для справки: «Зенит» — обще название фотоаппаратуры (преимущественно – однообъективных зеркальных фотоаппаратов), которая производилась с 1952 по 2005 годы Красногорским механическим заводом им. Зверева в Московской области и с 70-х годов – Оптико-механическим заводом в городе Вилейка БССР. Фотоаппараты марки «Зенит» продавались не только по всему Советскому Союзу, но и в 74 странах мира. «Зенит» — настоящий символ ушедшей эпохи.
В то время фотографов в Вязниках было по пальцам пересчитать, и, в принципе, все знали друг друга. Эти увлечённые люди общались меж собой, обменивались опытом и наблюдениями, что-то подсказывали. Сотрудники «Маяка» встречались с журналистами из других газет и вместе совершенствовали своё мастерство. Впрочем, Валерий Борисович посчитал, что быть самоучкой – мало. И отучился на двухгодичных курсах факультета фотожурналистики в Москве.
Процесс создания снимков нередко бывал утомительным. Поймать удачный момент в объектив – лишь полдела. Плёнку необходимо проявить, и здесь тоже требовался определённый навык. В штате крупных печатных изданий, к примеру, «Призыва», для этого держали специального сотрудника – лаборанта.
— Плёнку приходилось и самостоятельно проявлять, только цветную не печатал, — рассказывает В.Б. Шишкин. – Пробовал работать с цветной, но только это слишком муторно оказалось. Чёрно-белую печать сделать намного проще. Купил в раймаге проявитель и фиксаж – всё, больше ничего не надо. Единственная проблема – какие материалы попались. Бывал брак. Помню, напечатал как-то раз фотографии, а все снимки в белых точках почему-то оказались. Коллеги посмотрели и сказали, что это заводской брак. Позже один сотрудник «Российской газеты», куда я тоже присылал свои снимки, сообщил, что плёнку для фотоаппаратов иногда делают из обрезков кинофильмов. Нарезают по 36 кадров, упаковывают и продают. Как раз на такую бракованную ленту я и нарвался.
Современной молодёжи процесс проявления плёнки кажется чем-то сродни алхимии. Таинственные манипуляции в тёмном помещении, ванночки, растворы… Сейчас процесс печати гораздо проще. Хоть сам дома на принтере штампуй снимки, хоть в салон карту памяти приноси. Но если раньше фотограф должен был суметь проявить плёнку, то сегодня неплохо бы владеть прикладными компьютерными программами.
Самый удачный кадр
— Однажды удалось запечатлеть вместе Валерия Николаевича Кубасова, Алексея Архиповича Леонова и Яна Павловича Захарова – это, считаю, был один из самых удачных моментов, — вспоминает фотограф. – Дело было на Фатьяновской площадке. Пришёл я туда часа за полтора до начала праздника, разведать, так сказать, местность. Не знаю, как сейчас работают ребятишки, обычно появляются прямо в разгар события и начинают щёлкать, суетятся, мешают друг другу, обзор загораживают. Мы к делу подходили более ответственно. Я площадку, наверное, раз пять обошёл, зашёл за сцену. Гляжу оттуда: идёт знаменитая троица. Подошли и встали передо мной. Ну я их и сфотографировал, спасибо ещё сказал.
Интересных случаев в практике Валерия Борисовича было немало. Фотографировал и простых людей, и знаменитостей. Со смехом рассказывает, когда на Соборную площадь Вязников приезжал Муромов, фотографов разгоняли телохранители певца. А вот кого В.Б. Шишкин никогда не фотографировал, так это малышей.
— Один старый фотограф мне сказал, на всю жизнь запомнил, никогда не снимай маленьких детей до двух лет, — говорит собеседник. – Представляешь, к примеру, спит ребёнок, а ты его фотографируешь. Дети ведь очень чутко на всё реагируют. Щёлкнешь, малыш вздрогнет. А со вспышкой – хуже в несколько раз. По происшествии многих лет – десяти ли, пятнадцати ли – такая «фотосессия» может сказаться на здоровье и нервной системе ребёнка.
На протяжении многих лет Валерий Борисович собирает снимки наличников. Ещё на плёночный фотоаппарат он перещёлкал Мстёру, Кузнечиху, Лосево… К сожалению, те кадры пропали, и сегодня земляк постепенно восстанавливает свою коллекцию. Во время нашего разговора фотограф демонстрирует новые снимки наличников, сделанные во время недавнего отдыха в Плёсе, куда он ездил по путёвке от вязниковской соцзащиты.
— Люди оценивают такие фотографии по-разному, — признаётся В.Б. Шишкин. – Одной соседке показал наличники – замечательно! Другая начинала придираться: тут, мол, краска на углу дома облупилась, тут кирпич выбит… Я же наличники для истории сохраняю. Кстати, когда хожу и фотографирую дома, люди тоже неоднозначно воспринимают. Одни разрешают без проблем, а как-то раз женщина на меня с граблями выбежала.
Наш герой не боится выставлять своё искусство на суд общественности и несколько раз участвовал в фотовыставках. Сегодня, к примеру, его работы можно посмотреть в ИПБЦ «Интеллект» города Вязники. И, возможно, когда-нибудь наши земляки увидят и коллекцию наличников – удивительных образчиков русской архитектуры. Валерий Борисович совсем не прочь сделать такую выставку, вот только цены растут не по дням, а по часам.
Антон АГЕЕВ.