В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Земляки Интервью Культура

30.06.2022

Остановись, мгновение, или Секреты фотохудожника Валерия Шишкина

Сегодня едва ли не каждый второй мнит себя фотографом. Продвинутая техника в значительной мере компенсирует кривые руки, и не случайно сложилось устойчивое мнение, что чем круче у тебя камера, тем более ты профессионален. Людей, считающих фотографию искусством, готовых часами сидеть в засаде в ожидании удачного кадра, для которых фотосъёмка стала самой жизнью, – единицы. Нам повезло встретиться с таким человеком. Знакомьтесь: вязниковский пенсионер Владимир Борисович Шишкин. Впервые он «остановил мгновение» ещё в 80-х годах прошлого века и с тех пор всегда носит с собой фотокамеру.

Смотрящий за поездом и нарушителями границы

Ярко светит июньское солнце, обдувает прохладный ветерок. Погода, что называется, располагает, и мы с Валерием Борисовичем встречаемся в Летнем парке на улице Герцена. Разговор завязывается сам собой, благо, старожилу есть что вспомнить:

— В этом парке я гулял ещё по молодости – было здорово здесь раньше, — улыбается собеседник. — И в шахматы, и в шашки здесь играли, ребятишкам места хватало. Кинотеатр здесь работал. В первый и последний раз я его посетил, когда шёл фильм «Адъютант его превосходительства». На следующий год показы прекратились, а кинотеатр сломали.

Валерий Борисович Шишкин.

Учился будущий фотограф во второй школе города Вязники. Позже она станет носить имя Героя-космонавта Валерия Николаевича Кубасова, а тогда была имени Парижской коммуны. После поступил в железнодорожное училище Ярославля. Ну а окончив его, В.Б. Шишкин стал работать помощником машиниста паровоза в Иванове. Обязанностей было много, но в числе главных – смотреть за локомотивом и за дорогой, а обо всех нарушениях докладывать диспетчеру. Следил, если можно так выразиться, за безопасностью на линии.

Срочную службу наш земляк прошёл на далёкой Камчатке, в радиотехнических войсках. Там Валерий Борисович тоже не смыкал глаз – наблюдал за локатором, отслеживая предполагаемых нарушителей государственной границы. А после армии вернулся на малую родину – в Вязники.

— Работал и на льнокомбинате, и на заводе, — вспоминает В.Б. Шишкин. —  Одно время даже числился фотокорреспондентом вязниковского «Маяка». Тогда ещё Николай Николаевич Соловьёв там был – ответственейший мужик. Ещё Света Лифанова работала – замечательный корреспондент. Мне везло по жизни – всегда встречались хорошие люди.

В любой работе бывает брак

Фотографией Валерий Борисович увлёкся в 1980-м году, во время Олимпиады. Хотя сами соревнования снять не получилось, так как нужно было работать. Первым фотоаппаратом стал легендарный «Зенит».

Для справки: «Зенит» — обще название фотоаппаратуры (преимущественно – однообъективных зеркальных фотоаппаратов), которая производилась с 1952 по 2005 годы Красногорским механическим заводом им. Зверева в Московской области и с 70-х годов – Оптико-механическим заводом в городе Вилейка БССР. Фотоаппараты марки «Зенит» продавались не только по всему Советскому Союзу, но и в 74 странах мира. «Зенит» — настоящий символ ушедшей эпохи.

В то время фотографов в Вязниках было по пальцам пересчитать, и, в принципе, все знали друг друга. Эти увлечённые люди общались меж собой, обменивались опытом и наблюдениями, что-то подсказывали. Сотрудники «Маяка» встречались с журналистами из других газет и вместе совершенствовали своё мастерство. Впрочем, Валерий Борисович посчитал, что быть самоучкой – мало. И отучился на двухгодичных курсах факультета фотожурналистики в Москве.

Процесс создания снимков нередко бывал утомительным. Поймать удачный момент в объектив – лишь полдела. Плёнку необходимо проявить, и здесь тоже требовался определённый навык. В штате крупных печатных изданий, к примеру, «Призыва», для этого держали специального сотрудника – лаборанта.

— Плёнку приходилось и самостоятельно проявлять, только цветную не печатал, — рассказывает В.Б. Шишкин. – Пробовал работать с цветной, но только это слишком муторно оказалось. Чёрно-белую печать сделать намного проще. Купил в раймаге проявитель и фиксаж – всё, больше ничего не надо. Единственная проблема – какие материалы попались. Бывал брак. Помню, напечатал как-то раз фотографии, а все снимки в белых точках почему-то оказались. Коллеги посмотрели и сказали, что это заводской брак. Позже один сотрудник «Российской газеты», куда я тоже присылал свои снимки, сообщил, что плёнку для фотоаппаратов иногда делают из обрезков кинофильмов. Нарезают по 36 кадров, упаковывают и продают. Как раз на такую бракованную ленту я и нарвался.

Современной молодёжи процесс проявления плёнки кажется чем-то сродни алхимии. Таинственные манипуляции в тёмном помещении, ванночки, растворы… Сейчас процесс печати гораздо проще. Хоть сам дома на принтере штампуй снимки, хоть в салон карту памяти приноси. Но если раньше фотограф должен был суметь проявить плёнку, то сегодня неплохо бы владеть прикладными компьютерными программами.

Самый удачный кадр

— Однажды удалось запечатлеть вместе Валерия Николаевича Кубасова, Алексея Архиповича Леонова и Яна Павловича Захарова – это, считаю, был один из самых удачных моментов, — вспоминает фотограф. – Дело было на Фатьяновской площадке. Пришёл я туда часа за полтора до начала праздника, разведать, так сказать, местность. Не знаю, как сейчас работают ребятишки, обычно появляются прямо в разгар события и начинают щёлкать, суетятся, мешают друг другу, обзор загораживают. Мы к делу подходили более ответственно. Я площадку, наверное, раз пять обошёл, зашёл за сцену. Гляжу оттуда: идёт знаменитая троица. Подошли и встали передо мной. Ну я их и сфотографировал, спасибо ещё сказал.

Интересных случаев в практике Валерия Борисовича было немало. Фотографировал и простых людей, и знаменитостей. Со смехом рассказывает, когда на Соборную площадь Вязников приезжал Муромов, фотографов разгоняли телохранители певца. А вот кого В.Б. Шишкин никогда не фотографировал, так это малышей.

— Один старый фотограф мне сказал, на всю жизнь запомнил, никогда не снимай маленьких детей до двух лет, — говорит собеседник. – Представляешь, к примеру, спит ребёнок, а ты его фотографируешь. Дети ведь очень чутко на всё реагируют. Щёлкнешь, малыш вздрогнет. А со вспышкой – хуже в несколько раз. По происшествии многих лет – десяти ли, пятнадцати ли – такая «фотосессия» может сказаться на здоровье и нервной системе ребёнка.

На протяжении многих лет Валерий Борисович собирает снимки наличников. Ещё на плёночный фотоаппарат он перещёлкал Мстёру, Кузнечиху, Лосево… К сожалению, те кадры пропали, и сегодня земляк постепенно восстанавливает свою коллекцию. Во время нашего разговора фотограф демонстрирует новые снимки наличников, сделанные во время недавнего отдыха в Плёсе, куда он ездил по путёвке от вязниковской соцзащиты.

Наличники в Плёсе.

— Люди оценивают такие фотографии по-разному, — признаётся В.Б. Шишкин. – Одной соседке показал наличники – замечательно! Другая начинала придираться: тут, мол, краска на углу дома облупилась, тут кирпич выбит… Я же наличники для истории сохраняю. Кстати, когда хожу и фотографирую дома, люди тоже неоднозначно воспринимают. Одни разрешают без проблем, а как-то раз женщина на меня с граблями выбежала.

Наш герой не боится выставлять своё искусство на суд общественности и несколько раз участвовал в фотовыставках. Сегодня, к примеру, его работы можно посмотреть в ИПБЦ «Интеллект» города Вязники. И, возможно, когда-нибудь наши земляки увидят и коллекцию наличников – удивительных образчиков русской архитектуры. Валерий Борисович совсем не прочь сделать такую выставку, вот только цены растут не по дням, а по часам.

Антон АГЕЕВ.

Похожие новости
Да, два ответа мы получили. Первый был из городского Совета, второй из администрации района. Сразу скажу, что ответами мы поражены. Во первы...
Так уважает ли власть нашу историю?

Да, два ответа мы получили. Первый был из городского Совета, второй из администрации района. Сразу скажу, что ответами мы поражены. Во первы...

Мы скорбим ! Ушёл Никита Фатьянов.  Ушёл 7 Марта, сразу после очередного своего дня рождения. Он был последней страницей эпохи Фатьяновских ...
Памяти Никиты Фатьянова

Мы скорбим ! Ушёл Никита Фатьянов.  Ушёл 7 Марта, сразу после очередного своего дня рождения. Он был последней страницей эпохи Фатьяновских ...

Совет народных депутатов МО «Город Вязники» Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину Директору школы искусств Л.Б.Алексеевой Обра...
Кто же Вам так отомстил, Ян Павлович?

Совет народных депутатов МО «Город Вязники» Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину Директору школы искусств Л.Б.Алексеевой Обра...