Как -то незаметно, даже можно сказать тайно, отметили в Вязниках день рождения нашего телевидения. За воспоминаниями его появления в нашем г...
17.08.2022
Провальное выступление: крестьяне освистали вязниковских артистов и отобрали лошадей
Архивы хранят немало сведений о культурной жизни наших земляков в первой половине прошлого века. Вязниковцы не были чужды высокому искусству и даже посещали свой собственный театр. Об этом нам расскажет статья «Вязниковский водевиль», опубликованная в газете «Призыв» летом 1927 года.
Автор материла, решивший подписаться как «Вс. Х-ч.», с первых же строк дал определение слову «меценат» и утверждал, что в уездном масштабе меценатом являлся «председатель вязниковского горсовета». Именно он был покровителем искусств в Вязниках, при нём в городе функционировал театр.
«К числу учреждений, украшающих собой скромный и неприметный город Вязники, безусловно можно причислить и гортеатр, — сообщал товарищ Вс. Х-ч. – В гортеатре есть директор, бывший до сих пор «не удел», есть и десяток безработных артистов. Нам неизвестно, сколько бессонных ночей провел предприимчивый директор, пока у него созрела гениальная идея: организовать из артистов передвижную труппу. Предлог для организации? Ну хотя бы культ. обслуживание деревни… Ведь труппа-то передвижная? А артистам пить-есть надо? Да господи-ж!..
Договорились с горсоветом. Попросили поддержки, и председатель горсовета поддержал. С труппой был заключен гарантийный договор.
Содержание артистов горсовет великодушно взял на себя. Достать бесплатно несколько крестьянских лошадей для странствующих гастролеров при истинно драматических способностях путешественников – плевое дело. Крестьяне с охотой дали лошадей.
Нагрузив на телеги то, что на языке жрецов театрального искусства называется бутафорией и реквизитом, а на языке простых смертных просто «барахлишко» — труппа отправилась в свой «вояж».
По тексту статьи видно, что автор весьма саркастически относился к подобной публике, а само театральное искусство старался принизить «остроумными» (вероятно, таковыми он их считал) замечаниями: «О выступлении труппы в д. Данилково много говорилось еще заранее. Крестьяне собрались уже задолго до приезда труппы. Не зевали и культработники соседней фабрики им. Розы Люксембург. Привезли буфет с пивом (вернее пиво с буфетом)».
Выступление в Данилкове обернулось для артистов сущим кошмаром. Как ни старались, те не смогли угодить придирчивому сельскому зрителю:
«Спектакль начался, — описывал действо Вс. Х-ч. – С молниеносной быстротой мелькали сцены при одной лишь «дежурной» декорации. Водевили, составленные наспех самими исполнителями, сразу расхолодили зрителей. Играли артисты с тупым ожесточением, один водевиль сменялся другим, но увы – публика редела. На специальной подводе приехал директор театра. Лошадь повела ушами, скосила левый глаз на сцену и неожиданно громко заржала. На «игру» артистов больше уже не смотрел никто. Заиграла гармошка, начались пляски. Когда, закончив четвертый водевиль, артисты попросили лошадей – крестьяне им отказали. Непризнанным артистам пришлось заночевать в поле.
Около дороги пылал костер. Специальная, присланная из города, подвода с вином и пивом дала возможность неудачникам несколько умалить размеры их горя.
Но не лучше ли, как говорится в романах, опустить занавес над этой грустной сценой?».
Провал выступления вязниковских артистов потряс автора до глубины души, и вердикт был неутешителен: гнать прочь таких халтурщиков, а театр закрыть! Вероятно, не без подачи местного «мецената» он прибег к помощи математики и подсчитал, насколько расточительно казне держать труппу:
«Горсовету труппа обходится ежемесячно в 1400 рублей. Между тем, как оказалось, халтура не принимается даже и в деревне. «Гастроли» этой труппы успеха не имели. Но жалованье артистам идет (гарантия, ничего не поделаешь!). Вязниковский политпросвет, чьего мнения при организации этой труппы даже и не спросили, — имеет только одну кинопередвижку. За неимением средств, работает она на самоокупаемости, ездит лишь по фабрикам. На ежемесячную дотацию кинопередвижкам в 450 рублей можно бы пустить 4 новых передвижки по деревням, можно было бы устраивать бесплатные киносеансы. Но денег нет. В одной из волостей, где куплена передвижка, нет даже 20-25 рублей, чтобы заплатить за прокат картины…
Председатель вязниковского горсовета тов. Хомуцкий! Бросьте театр! Слезно молим вас, — сделайтесь лучше кинолюбителем. Право!..»
Подготовил Никита МАЛИНИН.
Художник Д.М. Краснопевцев.