В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение Культура

09.07.2021

Старый альбом офени. Часть II

С 20 августа по 10 сентября офени начинали отправляться из домов своих в Малороссию, польские и западные губернии, на Кавказ и в самые отдаленные края Сибири. В конце XVIII века в Иркутске, Харькове, Пскове были особые ряды, известные как «Суздальские» и «Вязниковские», где и производился торг. Товары развозились и по домам, на ярмарки. Возвращались офени к маю и июню; последние приезжали к июлю.

Берут за полтину, сбывают за рубль

Офени, отправляясь из дома по торговле, объединялись в артели, нагружая коробья свои по десяти и более на один воз, и таким образом, за одним возом набиралось человек по 10 и более. Офени – большей частью люди, не имеющие никакого собственного капитала, но умеющие заслужить своей аккуратностью и оборотливостью доверие московских и шуйских купцов, холуйских и мстёрских иконописцев. От первых они получали сукно, плис и разные мелкие товары: серьги, кольца, пуговицы, помаду, духи и т.п., а также книги, которые при помощи их достигали иногда нескольких изданий: у любого офени вы непременно нашли бы сочинения «Гуакъ, или непоколебимая верность», «Битва Русскихъ съ Кабардинцами», «О Милорде Английскомъ» (вспомните у Некрасова «милорда глупого») и «Анекдоты о Балакиреве», которых у каждого, наверно, есть десятки экземпляров. От шуйских купцов офени получали ситцы и миткали. Купцы снабжали офеней торговыми свидетельствами и поручали им свои товары для распродажи по России.

Порой у покупателя не хватало денег, но офени сейчас же выходили из затруднительного положения: производили обмен товара на товар, который сбывали с выгодой в другом селении, проехав какие-нибудь 5 верст. «Нередко онъ беретъ за полтину то, что сбываетъ потомъ за рубль», — пишут исследователи жизни офеней. Уезжая в дальние края, они оставляли управление домами на отцов, братьев, матерей и жен, которые и оплачивали все казенные подати и помещичьи оброки и занимались хозяйством и полевыми работами.

В процессе примерки.

О том, как далеко уходили офени от родных мест, можно судить из сообщения члена губернского по крестьянским делам присутствия А.И. Смирнова. Вот что он сообщал о Вязниковском уезде в 1858-1859 годах: «Находясь в центре и составляя, так сказать, ядро офенского населения, здешнее население снабдило торговцами всю Восточную, главным образом, и отчасти Западную Сибирь и низовые губернии. Крестьяне проникаются товарами до Якутска, Охотска и берегов Камчатки и располагаются торговыми оборотами на устьях Амура и по границам Китая. Некоторые, служа приказчиками у золотопромышленников, живут в Заалайском и Алтайском хребтах. Промышленники такого рода разделяются на хозяев, приказчиков и мальчиков и так называемых мелочников-ходебщиков». 

Удивительные люди

Были у офеней свои «маркетинговые ходы», один из которых раскрывает Николай Лесков в статье «Адописные иконы»:

«Ради увеличения сбыта один иконщик заказывает так называемые подделки „под древность“ с чертиками на грунте и, набрав такого товара, едет и распродает иконы с чертиками, а следом за ним вскоре непременно по тем же местам, которые он только что снабдил своими иконами, едет другой иконщик, состоящий с первым в плутовской сделке; но у этого уже все иконы без чертиков. Приехав в село, следующий за первым второй плут предлагает свой товар, но ему отвечают, что „уже накупились“; тогда он просит показать ему, „чем накупились“, и, зная, где искать потайных чертиков, объявляет, что это у них иконы „не христианские, а адописные“, и в подкрепление своих слов тут же сколупывает на иконе, проданной его предшественником, краску и открывает изумленным крестьянам дьяволенков по всем их иконам. Крестьяне бывают по этому случаю в большом ужасе и отдают этому пройдохе все свои „адописные“ иконы, на которых открыты чертики, чтобы только увез их подальше, а у него покупают или обменивают себе другие, на которых такого сюрприза для себя не ожидают».

Подобным же плутовством промышляли «офени-старинщики». Покупая, скажем, во Мстёре дешевые новописные древлеправославные иконы с окладами из фольги, такие офени затем в отдаленных старообрядческих селениях выменивали их на дорогостоящие старинные иконы, утварь, богослужебные книги — чтобы потом перепродать антиквариат коллекционерам. Особое развитие эта специальность получила во второй половине XIX века в связи с растущим интересом к русской иконе и русской древности вообще в состоятельных слоях общества. Конечно, офени этим пользовались: в той же Мстёре существовали целые мастерские иконных подделок «под старину».

Еще одной чертой являлась очень высокая грамотность офеней и членов их семей, что отмечали все исследователи быта офеней. Промысел был наследственным, а значит, дети мужского пола (офенское дело очень опасно, и девушки, разумеется, с коробами не ходили, а вели хозяйство дома) с ранних лет учились грамоте, чтобы знать свой товар (книги и иконы), вести его учет и, конечно, читать и писать на офенском языке. Образовательный уровень был высоким и потому, что большинство офеней во Владимирской губернии были не крепостными, а государственными крестьянами. Именно эти крестьяне после реформы государственных имуществ, проведенной министром Павлом Дмитриевичем Киселевым, первыми получили построенные на государственные деньги школы и больницы, которые у большинства крестьян стали появляться только после отмены крепостного права.

Юные офени.

Отличались от обычных и офенские жилища. Избы были крыты не соломой, а тесом, наличники и ворота испещрены резными узорами. На воротах можно было видеть прибитые пучки ковыля, не произраставшего в наших краях — знак того, что хозяин бывал в дальних странствиях. Необычными были горшки с цветами на подоконниках и занавески на окнах. Работа офеней во все времена была весьма опасная, лихих людей бродило немало, а это требовало способности защиты себя и товара, что предполагало   владение боевыми искусствами. Старички в беседах с гордостью рассказывали о победах своих предков, которые были закаленными в кулачных боях бойцами, умеющими постоять за себя. Силушку же они набирали в постоянном труде, мои предки всегда с удовольствием ходили в кузню, где в качестве молотобойцев помогали кузнецам. Они были далеко не слабаками, впрочем, мой отец всю жизнь проработал молотобойцем.

В крестьянской избе.

Офени соблюдали традиции гармонии с миром, например, растирание снегом после баньки считалось «вбиранием» в себя силы Земли. Общение с природой помогало обрести здоровье, силу и мудрость.

Говоря об офенях, надо отметить еще одну особенность – владение навыком «невидимки», способность растворяться в толпе, быть незаметным, выполняя своеобразную роль разведчика. Всегда в кабаке, попивая сбитень, прислушивались к разговорам, на ярмарках, среди торговцев и простого люда   офени собирали информацию о местах наиболее богатых, о ценах на товары, что позволяло им выбрать наиболее выгодные маршруты предстоящей поездки (вот когда зародились основы современной логистики).

Дорога вдаль и вдаль ведёт…

Для офени дорога становилась образом жизни. Эта тяга дороги передалась и мне – всегда любил путешествовать. Помню, в 70-е многих заворожили солоухинские «Черные доски», началось повальное увлечение иконами. Коснулось оно и меня. Как-то мы, группа студентов ленинградского университета, отправились на их поиски, дорога привела в Грузино, бывшее поместье Аракчеева. Вечерело, решили порыбачить. Здесь-то я и встретил старичка рыболова, разговорились, обратил внимание на окающий акцент, и выяснилось, что его предки из наших краев. Оказалось, что его прадед из Вязников с артелью пытался наладить в Новгороде торговлю иконами, но неудачно, вытеснили конкуренты. Тогда отправились они вниз по Волхову и лишь на востоке Новгородской губернии смогли закрепиться, а дед моего собеседника приболел и остался в Грузино, где и обосновался.

Позднее земляки, вязниковские офени, стали нередкими гостями в этих краях и везли сюда иконы мстёрских мастеров, которые часто встречал я в округе.

Совсем недалеко находился небольшой городок Чудово, куда мы попали, узнав о существование там музея Н. Некрасова, где, по рассказу местного краеведа, и встретились в давние времена наши офени с поэтом. Та беседа вылилась в договор о распространении его книжек для народа. Позднее Н. Некрасов приезжал в Вязники и привез обещанные книги, предложив бесплатно распространить их среди народа, но офени (на то и были торговцами) не раздавали книжечки, а продавали и немало заработали.

Рассказ об офенях будет неполный, если не вспомнить их взгляд на мир, на веру. Меня всегда забавлял спор бабушки и деда, который постоянно утверждал, что бога нет, а вот Христос есть и, по убеждению офеней, это не христианский мученик, это свой, «полевой» Христос, о котором писали А. Блок в цикле «Пузыри земли» и А Ремизов в своих рассказах. Дорога – это встречи с природными духами, которыми, согласно славянским традиционным представлениям, населен окружающий мир. В реках и озёрах живут водяные и русалки, в лесу – лешие, на болотах – кикиморы, дома — домовой… Они вовсе не являются «бесами», неким абсолютным злом, враждебным человеку. Напротив, от духов можно получить помощь и поддержку. А тому, кто относится к лесу и его обитателям с уважением – поможет. Например, выведет на верную тропу, если человек вдруг заблудится.

Офени, при входе в лес оставляли лешему небольшой подарок (ломоть хлеба, булочку и т.п.). «Конечно,- говорил дед, — дух хлеб есть не станет – но важно выразить своё уважительное отношение к «хозяину». Можно даже ничего не оставлять – просто поклониться лешему, поприветствовать его». Когда я с ним ходил на рыбалку, всегда видел, как он, о чем-то пошептав, бросал в воду корочку хлеба, а то и капал винца.

Офени вроде бы ушли в вечность, но жива в их потомках родовая память, их потомки все так же в дороге, бабушка моя всю жизнь была книгоношей и развозила книги по деревням. Даже сейчас, уже в XXI веке замечаю за дочерью непреодолимое желание куда-то идти, ехать, колесить по дорогам в поиске неизведанного…

Офени вышли на дорогу.

Н.А. МАСАЛОВ,

книготорговец.

Иллюстрации из архива автора.

Похожие новости
Виноградов Евгений Михайлович Мы любим тебя, Ярцево! Владимир Калейдоскоп, 2024. – 92 с.   В свет вышла очередная книга, хорошо знакомого вя...
Мы любим тебя, Ярцево!

Виноградов Евгений Михайлович Мы любим тебя, Ярцево! Владимир Калейдоскоп, 2024. – 92 с.   В свет вышла очередная книга, хорошо знакомого вя...

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...
Кто же такие «Калдаши»?

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...
Мысли вслух

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...
Гибнет дом Штарёвых

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...

Совет народных депутатов МО «Город Вязники» Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину Директору школы искусств Л.Б.Алексеевой Обра...
Кто же Вам так отомстил, Ян Павлович?

Совет народных депутатов МО «Город Вязники» Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину Директору школы искусств Л.Б.Алексеевой Обра...