В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение Культура

09.07.2021

Старый альбом офени. Часть II

С 20 августа по 10 сентября офени начинали отправляться из домов своих в Малороссию, польские и западные губернии, на Кавказ и в самые отдаленные края Сибири. В конце XVIII века в Иркутске, Харькове, Пскове были особые ряды, известные как «Суздальские» и «Вязниковские», где и производился торг. Товары развозились и по домам, на ярмарки. Возвращались офени к маю и июню; последние приезжали к июлю.

Берут за полтину, сбывают за рубль

Офени, отправляясь из дома по торговле, объединялись в артели, нагружая коробья свои по десяти и более на один воз, и таким образом, за одним возом набиралось человек по 10 и более. Офени – большей частью люди, не имеющие никакого собственного капитала, но умеющие заслужить своей аккуратностью и оборотливостью доверие московских и шуйских купцов, холуйских и мстёрских иконописцев. От первых они получали сукно, плис и разные мелкие товары: серьги, кольца, пуговицы, помаду, духи и т.п., а также книги, которые при помощи их достигали иногда нескольких изданий: у любого офени вы непременно нашли бы сочинения «Гуакъ, или непоколебимая верность», «Битва Русскихъ съ Кабардинцами», «О Милорде Английскомъ» (вспомните у Некрасова «милорда глупого») и «Анекдоты о Балакиреве», которых у каждого, наверно, есть десятки экземпляров. От шуйских купцов офени получали ситцы и миткали. Купцы снабжали офеней торговыми свидетельствами и поручали им свои товары для распродажи по России.

Порой у покупателя не хватало денег, но офени сейчас же выходили из затруднительного положения: производили обмен товара на товар, который сбывали с выгодой в другом селении, проехав какие-нибудь 5 верст. «Нередко онъ беретъ за полтину то, что сбываетъ потомъ за рубль», — пишут исследователи жизни офеней. Уезжая в дальние края, они оставляли управление домами на отцов, братьев, матерей и жен, которые и оплачивали все казенные подати и помещичьи оброки и занимались хозяйством и полевыми работами.

В процессе примерки.

О том, как далеко уходили офени от родных мест, можно судить из сообщения члена губернского по крестьянским делам присутствия А.И. Смирнова. Вот что он сообщал о Вязниковском уезде в 1858-1859 годах: «Находясь в центре и составляя, так сказать, ядро офенского населения, здешнее население снабдило торговцами всю Восточную, главным образом, и отчасти Западную Сибирь и низовые губернии. Крестьяне проникаются товарами до Якутска, Охотска и берегов Камчатки и располагаются торговыми оборотами на устьях Амура и по границам Китая. Некоторые, служа приказчиками у золотопромышленников, живут в Заалайском и Алтайском хребтах. Промышленники такого рода разделяются на хозяев, приказчиков и мальчиков и так называемых мелочников-ходебщиков». 

Удивительные люди

Были у офеней свои «маркетинговые ходы», один из которых раскрывает Николай Лесков в статье «Адописные иконы»:

«Ради увеличения сбыта один иконщик заказывает так называемые подделки „под древность“ с чертиками на грунте и, набрав такого товара, едет и распродает иконы с чертиками, а следом за ним вскоре непременно по тем же местам, которые он только что снабдил своими иконами, едет другой иконщик, состоящий с первым в плутовской сделке; но у этого уже все иконы без чертиков. Приехав в село, следующий за первым второй плут предлагает свой товар, но ему отвечают, что „уже накупились“; тогда он просит показать ему, „чем накупились“, и, зная, где искать потайных чертиков, объявляет, что это у них иконы „не христианские, а адописные“, и в подкрепление своих слов тут же сколупывает на иконе, проданной его предшественником, краску и открывает изумленным крестьянам дьяволенков по всем их иконам. Крестьяне бывают по этому случаю в большом ужасе и отдают этому пройдохе все свои „адописные“ иконы, на которых открыты чертики, чтобы только увез их подальше, а у него покупают или обменивают себе другие, на которых такого сюрприза для себя не ожидают».

Подобным же плутовством промышляли «офени-старинщики». Покупая, скажем, во Мстёре дешевые новописные древлеправославные иконы с окладами из фольги, такие офени затем в отдаленных старообрядческих селениях выменивали их на дорогостоящие старинные иконы, утварь, богослужебные книги — чтобы потом перепродать антиквариат коллекционерам. Особое развитие эта специальность получила во второй половине XIX века в связи с растущим интересом к русской иконе и русской древности вообще в состоятельных слоях общества. Конечно, офени этим пользовались: в той же Мстёре существовали целые мастерские иконных подделок «под старину».

Еще одной чертой являлась очень высокая грамотность офеней и членов их семей, что отмечали все исследователи быта офеней. Промысел был наследственным, а значит, дети мужского пола (офенское дело очень опасно, и девушки, разумеется, с коробами не ходили, а вели хозяйство дома) с ранних лет учились грамоте, чтобы знать свой товар (книги и иконы), вести его учет и, конечно, читать и писать на офенском языке. Образовательный уровень был высоким и потому, что большинство офеней во Владимирской губернии были не крепостными, а государственными крестьянами. Именно эти крестьяне после реформы государственных имуществ, проведенной министром Павлом Дмитриевичем Киселевым, первыми получили построенные на государственные деньги школы и больницы, которые у большинства крестьян стали появляться только после отмены крепостного права.

Юные офени.

Отличались от обычных и офенские жилища. Избы были крыты не соломой, а тесом, наличники и ворота испещрены резными узорами. На воротах можно было видеть прибитые пучки ковыля, не произраставшего в наших краях — знак того, что хозяин бывал в дальних странствиях. Необычными были горшки с цветами на подоконниках и занавески на окнах. Работа офеней во все времена была весьма опасная, лихих людей бродило немало, а это требовало способности защиты себя и товара, что предполагало   владение боевыми искусствами. Старички в беседах с гордостью рассказывали о победах своих предков, которые были закаленными в кулачных боях бойцами, умеющими постоять за себя. Силушку же они набирали в постоянном труде, мои предки всегда с удовольствием ходили в кузню, где в качестве молотобойцев помогали кузнецам. Они были далеко не слабаками, впрочем, мой отец всю жизнь проработал молотобойцем.

В крестьянской избе.

Офени соблюдали традиции гармонии с миром, например, растирание снегом после баньки считалось «вбиранием» в себя силы Земли. Общение с природой помогало обрести здоровье, силу и мудрость.

Говоря об офенях, надо отметить еще одну особенность – владение навыком «невидимки», способность растворяться в толпе, быть незаметным, выполняя своеобразную роль разведчика. Всегда в кабаке, попивая сбитень, прислушивались к разговорам, на ярмарках, среди торговцев и простого люда   офени собирали информацию о местах наиболее богатых, о ценах на товары, что позволяло им выбрать наиболее выгодные маршруты предстоящей поездки (вот когда зародились основы современной логистики).

Дорога вдаль и вдаль ведёт…

Для офени дорога становилась образом жизни. Эта тяга дороги передалась и мне – всегда любил путешествовать. Помню, в 70-е многих заворожили солоухинские «Черные доски», началось повальное увлечение иконами. Коснулось оно и меня. Как-то мы, группа студентов ленинградского университета, отправились на их поиски, дорога привела в Грузино, бывшее поместье Аракчеева. Вечерело, решили порыбачить. Здесь-то я и встретил старичка рыболова, разговорились, обратил внимание на окающий акцент, и выяснилось, что его предки из наших краев. Оказалось, что его прадед из Вязников с артелью пытался наладить в Новгороде торговлю иконами, но неудачно, вытеснили конкуренты. Тогда отправились они вниз по Волхову и лишь на востоке Новгородской губернии смогли закрепиться, а дед моего собеседника приболел и остался в Грузино, где и обосновался.

Позднее земляки, вязниковские офени, стали нередкими гостями в этих краях и везли сюда иконы мстёрских мастеров, которые часто встречал я в округе.

Совсем недалеко находился небольшой городок Чудово, куда мы попали, узнав о существование там музея Н. Некрасова, где, по рассказу местного краеведа, и встретились в давние времена наши офени с поэтом. Та беседа вылилась в договор о распространении его книжек для народа. Позднее Н. Некрасов приезжал в Вязники и привез обещанные книги, предложив бесплатно распространить их среди народа, но офени (на то и были торговцами) не раздавали книжечки, а продавали и немало заработали.

Рассказ об офенях будет неполный, если не вспомнить их взгляд на мир, на веру. Меня всегда забавлял спор бабушки и деда, который постоянно утверждал, что бога нет, а вот Христос есть и, по убеждению офеней, это не христианский мученик, это свой, «полевой» Христос, о котором писали А. Блок в цикле «Пузыри земли» и А Ремизов в своих рассказах. Дорога – это встречи с природными духами, которыми, согласно славянским традиционным представлениям, населен окружающий мир. В реках и озёрах живут водяные и русалки, в лесу – лешие, на болотах – кикиморы, дома — домовой… Они вовсе не являются «бесами», неким абсолютным злом, враждебным человеку. Напротив, от духов можно получить помощь и поддержку. А тому, кто относится к лесу и его обитателям с уважением – поможет. Например, выведет на верную тропу, если человек вдруг заблудится.

Офени, при входе в лес оставляли лешему небольшой подарок (ломоть хлеба, булочку и т.п.). «Конечно,- говорил дед, — дух хлеб есть не станет – но важно выразить своё уважительное отношение к «хозяину». Можно даже ничего не оставлять – просто поклониться лешему, поприветствовать его». Когда я с ним ходил на рыбалку, всегда видел, как он, о чем-то пошептав, бросал в воду корочку хлеба, а то и капал винца.

Офени вроде бы ушли в вечность, но жива в их потомках родовая память, их потомки все так же в дороге, бабушка моя всю жизнь была книгоношей и развозила книги по деревням. Даже сейчас, уже в XXI веке замечаю за дочерью непреодолимое желание куда-то идти, ехать, колесить по дорогам в поиске неизведанного…

Офени вышли на дорогу.

Н.А. МАСАЛОВ,

книготорговец.

Иллюстрации из архива автора.

Похожие новости
Вязниковский сайт Вязник.ру продолжает знакомить вязниковцев с книгой Юрия Васищева «Страницы горького века». Время день за днем неумолимо о...
Глава вторая. Вязниковские мученики. Вязниковским священникам, погибшим в годы гонений на Русскую Православную Церковь, посвящается.

Вязниковский сайт Вязник.ру продолжает знакомить вязниковцев с книгой Юрия Васищева «Страницы горького века». Время день за днем неумолимо о...