В этот скорбный день в нашей стране пройдут мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий. Законодательное установление э...
30.09.2022
Так где же подвизался Михаил верижник?
Памяти Доната Андреевича Обидина посвящается.
Перебирая старые газетные вырезки из «Маяка», наткнулся на статью «Вязниковские верижники» Доната Андреевича Обидина. И вспомнилось, как увлеченно он рассказывал мне о нем, сетовал, что за неимением справочных материалов, не удаётся выяснить его личность, где он обретался. И его главный вопрос: «Загадка осталась. Два разных верижника или один? Вязниковские краеведы пытались что-то выяснить дополнительно – не получилось». В одном Донат Андреевич был убежден, что Михайловский монастырь располагался в районе между Станками и Кинешемским погостом. И, как окажется позднее, он в своих предположениях и догадках оказался прав.
Героем всех повествований и исследований, которым интересовались многие исследователи, является некто Михаил верижник, подвизавшийся в Михайловой пустыни, которую одни видят в Ковровском уезде, другие – в Вязниковском. Основное описание личности Михаила у всех сходно, есть незначительные расхождения.
Возникает вопрос. Если пустыни разные, а человек один, то как он мог обретаться и быть захороненным в разных местах? Может быть, прав Донат Андреевич, выдвигая предположение о двух разных личностях?
Недавно мне пришло письмо, автор которого тоже выразил сомнение, что Михаил верижник подвизался в пустыни, находящейся под Ковровым.
Не будем спорить, кто прав. Вернемся к Михайловским пустыням и выберем правильный вектор поисков. При этом будем учитывать церковные тонкости, которые ранние исследователи воспринимали как данность, но которую мы не знаем по своей церковной необразованности. Зачастую, как говорится в Евангелие, мы смотрим и не видим того, на что смотрим.
Обратимся к Токмакову И.Ф. и его «Историко-статистическому описанию города Коврова с уездом» Читаем: «Михайлова пустынь расположена на реке Клязьме…, в 12 верстах от уездного города (Коврова.). В этой местности подвизался Преподобный трудник и пустынник Михаил верижник…До 1763 года на упомянутом месте существовал мужской монастырь-пустынь, в котором были две деревянные церкви: в честь Владимирской иконы Божией Матери и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Обе церкви в означенном году сгорели и более пустынь уже не восстанавливалась».
Далее он ссылается на Н.П. Барсукова «Из источника Русской Агиографии» — «Михаил Вязниковский чудотворец». В «Книге о святых» говорится: «Преподобный трудник и пустынник Михаил верижник в монастыре Успения Пресвятыя Богородицы и Святого Николы, иже на Клязьме реке, во Мстерской волости новый чудотворец. Подобием стар, без бороды, возрастом (ростом) велик во свитке власяной, чином белец, бысть в лето 6930. Поживе более 50 лет. От града Вязников 10 верст. Область Патриарша».
В книге «Святая Русь», составитель архимандрит Леонид, на стр.176-177 показано: «Михаил, трудник и пустынник из монастыря Успения Пр.Богородицы и Св. Николая, иже на Клязьме реке, в Мстерской волости, в 10 верстах от Вязников. Не канонизирован». Погребён в церкви упраздненного Вязниковского Успенского монастыря (в 10 верстах от Вязников).
«В историко–статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии, Выпуск 5», у В. Березина при описании Михайловой пустыни не показано, что в ней подвизался Преп. Михаил «верижник», но у Добронравова при описаниях Кинешемского погоста и села Станки (см. стр.318 и 372) помещены краткие сведения о подвижничестве Преп. Михаила «верижника».
Очевидно, что речь идет о разных местностях (одна в Ковровском уезде–Михайлова пустынь, другая в Вязниковском уезде -монастырь Успения Пр. Богородицы и Св. Николы на Клязьме реке Мстерской волости.) Человек же вроде бы один и тот же -Михаил верижник.
Выделим следующие слова (трудник; послушник; чином белец; без бороды; бысть в лето 6930, в свитке власяной; подвижник), которые могут нам о многом сказать. В них большой смысл и подсказка.
Трудник – человек, живущий и работающий в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, но не принадлежащий к братии. Это люди во многом внешние для монастыря.
Беле́ц – мирянин, не имеющий намерения посвятить себя монашеской жизни, а просто удалившиеся от мирских сует на житье в монастырь.
Послушник – в русских православных монастырях – лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству, не называются монахами и не носят полной монашеской одежды.
Свитка власяная – верхняя одежда шерстяная толстая, какую некоторые монахи носили.
Без бороды. Ношение бороды у монашествующих обязательно, борода -как символ образа Божьего в человеке.
Пустынник – тот, кто из религиозных соображений отказался от общения с людьми, с миром; отшельник.
Подвижник – кто из религиозных побуждений подвергал себя лишениям.
Бысть в лето 6930-означает умер в 6930 г.
Из этого, складывается некий портрет носителя этих черт.
Это старый мужчина, ведущий аскетический, уединенный образ жизни, возрастом более 50-ти лет, большого роста (в пределах 2х метров), безбородый, одет в толстую шерстяную одежду, на себе под одеждой носит вериги, умер в 6930 (1422г.). Это не монах (но частично носит монашескую одежду), так как отзыв о нем: трудник, послушник, белец исключают это понятие, кроме того, он безбород. Учитывая все это, можно сделать вывод, что было бы неправильно считать Михаила верижника основателем монастыря. Строителями монастырей были монашествующие лица. Это церковный закон. Учитывая, что он «поживе более 50 лет», можно приблизительно вычислить год его рождения-1362-1367г. Период его подвижничества 1382-1422, гг. приходится на времена правления Василия Дмитриевича Темного (1371-1425) великого князя Московского и Владимирского (с 1389 г.)
Весьма интересно о нем сказано в рукописи Савваитова. Здесь опять необходимо правильно прочесть написанное.
«На гробе его положен камень и крест вырезан и летопись на дске и образ на гробе штилистовой».
Суть надписи в современной транскрипции следующая: на могильном камне вырезаны крест, сведения о нем (имя, возраст, дата смерти), икона и ее размер-шести листовой, т.е. шестивершковый.
К этому Стромилов добавляет дату – «300лет. Образ в древних русских иконописных подлинниках писан»; церковь над ним Святителя Николая», уточняя, что икона старого письма, писаная в древних иконописных традициях. И еще отмечает, что церковь над ним Святителя Николая.
Возникает вопрос, и он главный. Так где же подвизался и погребен Михаил Верижник?
У Токмакова это Михайлова пустынь под Ковровом.
У В. Березина при описании Михайловой пустыни не показано, что в ней подвизался Преп. Михаил «верижник».
Барсуков Н.П – «Михаил верижник в монастыре Успения Пресвятыя Богородицы и Святого Николы, иже на Клязьме реке, во Мстерской волости новый чудотворец».
Архимандрит Леонид говорит то же и добавляет: «Не канонизирован. Погребён в церкви упраздненного Вязниковского Успенского монастыря».
Ратшин: «Успенский, в 10 верстах от Вязников (Михайловская пустынь)».
Итак.
Мы имеем два Михайловых монастыря (пустыни):
Первый – Сретенский в Ковровском уезде. Имеет церкви в честь Владимирской Божией Матери и Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Второй –Успенский, церкви -Успенья Пресвятой Божией Матери и Св. Николая. Место нахождения — Станки; на Клязьме, Мстерская волость и Кинешемский погост.
Более правильным будет отнести место его деятельности к району Станки, Кинешемский погост. А учитывая закрытость местности, я склоняюсь к Серапионовой пустыни. И Донат Андреевич полагал это. Просто в те времена она еще Серапионовой не называлась. Предполагают, что имя ее пошло от Серапиона, но это на много позднее. А пустынь существовала еще раньше, и до сих пор местные зовут ее «пустынька».
И второй вопрос, поставленный Донатом Андреевичем. Два человека или один? Ответ нашелся в письме дьякона Федора Иванова из Пустоозерской ссылки к семье протопопа Аввакума на Мезень, датируемом 1669 годом. Это начало раскола в Русской Православной вере. Интерес в этом письме представляет следующее: в «Суздальском уезде был некто пустынник, Михаил именем, свят муж, до мора еще преставился. (имеется в виду скорее всего моровое поветрие и голод 1601-1603г.г. Ю.В.). Ныне тут и пустынь заведена над мощами его».
Из этого мы видим: в Суздальском уезде существовал пустынник Михаил, святой (слова-свят, мощи его, говорят об этом). Умер скорее всего до 1601-1603 гг. Считается канонизированным к 1669 г. Над мощами его создана пустынь.
А наш Михаил верижник, пустынник родился приблизительно в 1362 году, подвизался в период 1382-1422 гг. в пустыни в районе с. Станки-Кинешемский погост.
Вывод: ясен: эти два Михаила совершенно разные люди.
Сходство имен, род деятельности-пустынничество привело исследователей к ошибочному заключению, что это одно лицо – Михаил верижник.
Названия же местности, наименование храмов, время деятельности говорят об обратном.
Письмо дьякона Федора дает нам момент истины. Оно подтверждает предположение Доната Андреевича Обидина, что было два человека с именем Михаил.
И еще, один момент. В Пировых городищах, на месте предполагаемого Ярополча, был найден скелет большого мужчины в веригах. Найдены также остатки церкви. Ярополч упоминается в договорных грамотах московского князя Василия Дмитриевича с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем в 1390 году. А это время подвижничества Михаила Верижника. Так может это его останки были найдены Седовыми? Трудно представить, что в те времена по Ярополческой земле бродило множество верижников. И если это так, то Ярополч в 1422 г. еще существовал.
Ю.А, ВАСИЩЕВ.
Иллюстрации из архива автора.