В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение Культура

24.12.2023

Так откуда же произошло название города Вязники?

Не скрою, меня всегда занимал этот вопрос.  А сейчас, вплотную занявшись краеведением, я решил поподробней изучить эту тему.

Существует несколько вариантов появления слова «Вязники». Один из них — легенда о князе Кие, увязшем в нашем болоте, для меня является красивой легендой и не более.

Следующее предположение, что вязниковская слобода получила своё название так как была расположена на вязком месте (на вязьях) не выдерживает критики, так как люди не селились на вязком месте, они выбирали места посуше. И таких земель вокруг было предостаточно. Трудно предположить, что у подножия  горы, на которой располагалось село Минино, нельзя было выбрать сухое место для организации поселения. Полагаю, что и сегодняшнее состояние исторического центра города это подтверждает. Подтверждает это и наличие кладбищ возле Благовещенского и Казанского соборов. Храмы, и тем более кладбища, на топких  и сырых местах не размещали.

Поселение Вязники,  согласно историческим источникам, появилось у подножия  Мининой горы на правом высоком берегу Клязьмы. Вот как описывает эту местность в первой половине XVII века секретарь голштинского посольства Адам Олеарий:  «здесь местность по правую руку (правый берег) начинает возвышаться и получается очень высокий берег, который почти на одинаковой высоте тянется на протяжении ста немецких миль по Волге. Простирается эта местность более к юго-востоку. Страна же налево от берега, направляющаяся к северо-западу, повсюду низменна, лесиста, дика и малонаселена». Так что, полагаю, версия о том,что наши предки селились на вязких и топких местах не стыкуется с местной действительностью.

Осваивать эти места стали монахи из Троице-Сергиевского монастыря, которым Великий Князь Василий Иванович в 1516 году  дал жалованную несудимую грамоту на деревни и воды в Гороховце и Ярополче. Вот что говорилось в этой грамоте: «Их деревни и воды в Гороховце и Ярополче и оне деи на те свои воды посылают ловити из монастыря своих слуг и кто у них в тех деревнях учнёт жити людей и те их воды ловят, и волостели наши гороховецкие и яропольские и их тиуны тех дюдей их не судят ни в чём оприч душегубства и разбоя с поличним и кормов своих на них  не емлют  и не всылают к ним ни по что».  То есть троицкие монахи ловили рыбу и создавали свои поселения на иммунитентном праве  с освобождением от податей.

Так и появились здесь первые деревни, которые, при создании в них храмов, однозначно становились сёлами. А если эти поселения ещё и освобождались от податей, то они в официальных документах стали называться слободами или «свободными» поселениями. Согласно  В.Далю — слобода это село свободных людей.

Ещё одна версия названия нашего города, которая считается основной, предполагает, что оно произошло от слова «вяз». Это могучее дерево, которое в большом количестве произрастало в наших местах. В значительной степени закреплению этой версии способствовало и размещение в верхней части герба города Вязники дерева, по описанию — вяза.  Наши самые знаменитые и маститые краеведы, такие как: Л.Аносов, Д.Обидин, В.Маштафаров, А.Тельчаров и многие другие придерживались этой «вязовой» версии и не обсуждали другие варианты. Безусловно на всех магически действовал «вяз» в гербе города.

Мы сегодня не можем знать почему при учреждении герба нашего города в 1781 году на нём расположили именно дерево вяз. Ведь люди жили здесь за много столетий до этого, и первое упоминание о Вязниковской слободе датируется 1585 годом, то есть  за 200 лет до учреждения герба города. Вряд ли при этом люди помнили, что было 200 с лишним лет назад. Это достаточно большой период жизни и многое за это время могло измениться, о чём-то забыли или просто не знали.

Разрабатывали герб однозначно не в Вязниках,  а в геральдической палате Санкт — Петербурга учёными мужами России. Ну разве стали бы они при этом изучать древнейшую историю наших мест? Думаю им было не до этого.  Предполагаю, что авторы герба пошли по простому пути, зная о произрастании у нас многочисленных  вязов и на гербе Вязников появился вяз.

Эта версия хорошо стыкуется со старинным русским словом «вязник». Если мы откроем словарь русского языка В.Даля, то найдём в нём пояснение этого слова: «Вязник, вязовый лес». Казалось бы нечего больше и думать —  объяснение слова «Вязники» нашлось.  Но почему к слову «вязник» добавили окончание «И»? Как-то не вяжется, что слобода получила такое название. Согласитесь, что сочетание «слобода Вязник» не звучит, не звучит и «слобода вЯзники» с добавленным, почему-то окончанием «И».  В исторических документах она значится как «Вязниковская».

В Вязниках почти не осталось старинных могучих вязов. Я знаком с этим деревом не по наслышке. Ещё мальчишками мы залезали на эти мощные деревья, которые росли на склонах горы в районе фабрики им. П.Коммуны.  Стволы их у земли были в 2-3 обхвата. Высота деревьев составляла 10-15 метров. По толстым веткам этих гигантов очень удобно было залезать высоко наверх, помню даже дух от высоты захватывало. Но где-то в 80-е годы началось их массовое вымирание, под корой стали развиваться какие-то красные жучки и дерево засыхало. Сейчас в городе можно найти только единичные экземпляры. Кстати вдоль тротуара по ул. Красное шоссе и сейчас произрастает большое количество молодых вязов. Но, достигнув высоты примерно 5 метров, они, как правило, засыхают. Жаль, что наука так и не  объяснила что же  происходит с этим деревом в наших местах. А вот в нижней части нашего города вязы почему-то не растут. Не прижились они и на Соборной площади при попытке расширить сквер вокруг построенного там когда-то фонтана. Один за одним они все засохли. а вот липы там растут.

Если читать краеведческие труды А.Тельчарова, например, то мы увидим, что первое  название «Вязники» упоминалось в  дошедшей до нас переписной книге князя Дмитрия Барятинского 1585 года, к которой  впервые упоминается «непашенная вязниковская слобода».

Или вот в январе 1608 года нижегородцы отписывали пермичам о победах воеводы Андрея Алябьева где писали, что «стародубцы,  гороховляне и села Вязников и Сарыева старосты и целовальники и все    крестьяне Государю царю и Великому князю Василию  Иванович Всея Руси добили челом, вины свои принесли и крест ему Государю целовали».

Написано из «села Вязников». Вероятно, что и в то время «слобода» и «село» отождествлялись между собой. И обратите внимание, что именно из «села ВязникОв», а не из «села Вязники». Вряд ли первое сочетание могло произноситься как «села вЯзников» с ударением на букву «Я». Это как-то не по-русски. Тогда почему «ВязникОв»?

И я вспоминаю своё детство, частые походы с родителями на рынок, который и сейчас располагается на нашей площади и  меня удивляет, что наши краеведы в прошлом не обратили внимание на исконно вязниковский промысел. Этот промысел кормил многих вязниковцев, за изделиями наших умельцев приезжали из многих городов области и даже из других областей. Наш рынок был буквально завален этой вязниковской продукцией. Так что же это за изделия? А это были изделия, вязаные из лозы — различная домашняя утварь, вплоть до мебели, корзины, туеса. Особенно были популярны зимние детские санки, они были в каждой семье с малыми детьми. Эти санки были в пользовании вплоть до конца 80-х годов.

Я решил заглянуть в словарь В.Даля ещё раз и обнаружил в нём неожиданное для себя  Так вот «вязать» это плести прутками.
Оказывается, что «вязник» это не только вязовый лес, но по Далю  это и «вязник, вид ракитника, мелкий кустарник, прутья на веники, прутья для вязки, место где режут их». Этот кустарник и сегодня в большом количестве произрастает в пойме  Клязьмы, на берегах наших многочисленных озёр.

Совершенно неожиданно в пользу выдвигаемой мной версии названия Вязников в газете «Районка. 21 век» № 43 была опубликована статья краеведа из Н.Новгорода И.Крезовского, в которой он пишет о своих попытках объяснить происхождение названия нашей  Клязьмы. Делает он это на научной основе, изучая  фонетику языка финно-угорских племён , проживавших в то время в  наших  местах.

По его исследованиям выходит, что названия рекам часто давали, исходя из характера местности, по которым они протекали. Так вот он предполагает, что слово Клязьма, изменившись со временем, произошло от  слова «Кальзема», что в переводе на русский язык означает «ивовая земля», то есть земля, поросшая ивой. «Каль» — ива, «зе» — принадлежность, «ма» — местность, земля.  На берегах Клязьмы рос ивняк, заросли ивы.

Ива, ракита, лоза, ветла, тальник  очень распространённые в средней полосе России  растения, в основном произрастающие в сырых местах, на берегах рек и прилегающей к ним местности.  Автор исследования подчёркивает, что ива имела важное хозяйственное значение в жизни населения того времени.

Мы привыкли считать, что на нашей земле был исконный промысел по выращиванию и переработке льна. Мы гордимся тем, что наши купцы поставляли парусину для флота Петра. Но это всё появилось позже, а когда первые люди селились в этих местах, то им надо было чем-то заниматься и обустраивать свою  жизнь. Безусловно поначалу они занимались рыбной ловлей, охотой, сбором даров природы и какими-то простейшими промыслами, одним из которых и было вязание, плетение из лозы, благо что произрастала она буквально повсюду. Вязаные изделия безусловно помогали устроить людям  свой быт, даже рыбу они ловили с помощью изделий из лозы, да этими изделия  ми можно было и торговать. И промыслом плетения (вязания) из лозы наши предки начали заниматься минимум за сотню лет до выращивания и переработки льна.

Так что здесь жили мастеровые люди, вязавшие из лозы, то есть ВязникИ!
И тогда вполне объясняются и слова нижегородцев о людях из села ВязникОв. То есть было село вязникОв, людей, вязавших из лозы (вязника).

И жили здесь вязникИ, отсюда и название нашего города. Мне кажется, что это самое логичное объяснение названия наших Вязников. Не претендую на истину в последней инстанции и готов к обсуждению этого варианта нашей истории.

Е.М.Виноградов (Е.Авелев)

Похожие новости
Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...
Кто же такие «Калдаши»?

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...
Мысли вслух

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...
Гибнет дом Штарёвых

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...

Совет народных депутатов МО «Город Вязники» Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину Директору школы искусств Л.Б.Алексеевой Обра...
Кто же Вам так отомстил, Ян Павлович?

Совет народных депутатов МО «Город Вязники» Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину Директору школы искусств Л.Б.Алексеевой Обра...