В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Земляки Краеведение

10.08.2022

Встреча с прошлым

В 2013 году мне довелось побывать в небольшом белорусском городке Каменце в Брестской области. Городок небольшой, с населением около пяти тысяч жителей, чистый, ухоженный. Как и наш Ярополч – с древней историей. Основан галицко-волынским князем Владимиром Васильковичем в 1276 году. В конце XIII века подвергался татаро-монгольскому нашествию. Из достопримечательностей, привлекающих в город туристов, можно выделить каменную боевую башню, памятник основателю города. Но особое внимание у меня вызвал небольшой храм на возвышенности, который виден от памятника основателю города, стоящий совсем рядом с Каменецкой башней.

Каменная башня.

Первый документ, в котором упоминается Симеоновская церковь, датирован 1562 годом. Современная Свято-Симеоновская церковь была построена на фундаменте старого деревянного храма. Возведение святыни продолжалось с 1912 по 1914 год. 14 сентября престол храма был освящён во имя святого Симеона Столпника. Христианский святой Симеон Столпник был заступником князя Владимира Васильковича – идейного вдохновителя постройки Каменецкой башни. Храм избежал разрушения в нелёгкие годы XX века, когда тут сменялась власть.

К сожалению, в 2013 году мне не удалось познакомиться с храмом. Это произошло на следующий год. Поднявшись по анфиладе ступенек, у входа в храм я увидел священника, выходящего из него. Это был настоятель храма отец Сергий. Узнав, что я приехал из Владимирской области, он пригласил меня в храм, ознакомил с внутренним убранством и кратко поведал его историю, связанную с русским собором в Польше (20 мая 1912 г. в Варшаве был торжественно освящён собор во имя благоверного великого князя Александра Невского).

Основные работы по строительству храма и колокольни были завершены за пять лет (к 1900 году), а украшение храма заняло целых двенадцать лет. В 1926 году польскими националистами храм был взорван. Но практичные поляки сохранили его внутреннее убранство и использовали его в коммерческих целях.

Алтарь.

Особое внимание о. Сергий обратил на иконостас Каменецкого храма. Выполнен он из тёмного морёного дуба в начале XX века в Варшаве и привезен из Свято-Александро-Невского собора, находившегося на Саксонской площади столицы Польши. Отец Сергий сделал небольшое отступление, дающее представление о пути иконостаса в Каменецкую церковь. Жители деревни Пруска Феодосия Филипповна и Митрофан Александрович Тройчуки решили в дар Свято-Симеоновской церкви приобрести у поляков этот иконостас. Железнодорожным путём иконостас был из Варшавы доставлен до станции Жабинка, а оттуда на подводах в Каменец. Сейчас он своим неповторимым видом украшает внутреннее убранство храма. А затем, помолчав, о. Сергий добавил: «Создан он был по эскизам Академика Петербургской Академии Наук Л. Бенуа с иконами работы академика Н. Харламова».

Прочитав эти строки, читатель уже не ставит вопрос, какая связь между Варшавой, Александро-Невским собором, Каменцом и Вязниками? Виновником этой связи является наш знаменитый земляк, оставивший о себе память на века, Николай Николаевич Харламов.

Н.Н. Харламов.

Имя Харламова дорого нам потому, что с конца XIX века он жил и работал в нашем крае. В течение десяти лет возглавлял в Холуе иконописную школу. Под его руководством артелью учащихся создавались иконы, расписывались храмы, иконостасы по всей России и за ее пределами. На рубеже XIX-XX столетий Н.Н. Харламов стал художником первой величины в области монументального религиозного искусства. За заслуги на этом поприще в 1910 году ему было присвоено звание Академика живописи.

Николай Харламов родился в 1863 году в семье священника в селе Веретьево Ковровского уезда. Он окончил Владимирское духовное училище, затем семинарию. В 1883 году поступил учиться в Императорскую Академию художеств на портретном и историко-жанровом отделениях под руководством В.Верещагина, В.И. Якоби, П.П. Чистякова. После пяти лет учебы он получил аттестат о завершении учебного курса академии. В 1889 году он удостоен Малой Золотой медали за программу «Ангел выводит Апостола Петра из темницы», которая давала право на получение звания классного художника второй степени с правом на чин двенадцатого класса.

После окончания академии Н.Н Харламов отправился во Владимир отбывать воинскую службу. Он познакомился с И.Е. Репиным, с искусствоведом, археологом, основателем музея древнего искусства, автором книги «Фрески Ферапонтова монастыря» В.Т Георгиевским, родственником Константина Твердислова, священника Вязниковского Казанского собора. Общаясь с этими художниками и восхищаясь их работами, он решил заняться религиозной живописью. С 1892 года в течение десяти лет Николай Николаевич был директором Холуйской школы иконописания.

В 1900 году его привлекли к созданию мозаик для собора Святого Александра Невского в Варшаве. Лучшие художники России В.М. Васнецов и А.П. Рябушкин принимали участие в оформлении собора. Николай Харламов выполнил для храма Воскресения Христова следующие работы: «Христос Пантократор» в главном куполе храма, «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Эммануил», «Ангел Великого Совета и херувимы» в малых куполах, «Евангелисты на парусах», «Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Нерукотворный образ» и сюжет «Уготование престола», «Тайная вечеря», над аркой главного алтаря, «Благовещение» на алтарных пилонах, образ архангела Михаила, «Процветший крест». Ему принадлежали также 44 фигуры апостолов на фризе. За эту работу он удостоился ордена Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени. По его эскизам выполнены мозаичные интерьеры собора святого Александра Невского в Варшаве.

Вместе с Н.Н. Харламовым в оформлении собора принимал участие другой наш земляк – Самарский Илья Иванович, уроженец села Холуй, который учился в Палехской школе у художника Н. Харламова. В период учебы жил у него на квартире. По окончании школы в числе трех лучших учеников вместе с Харламовым выехал в Варшаву, где в течение трех лет расписывал храм Александра Невского. По возвращении из Варшавы жил в деревне Шварей Вязниковского района. Арестован ОГПУ в 1936 году. Осужден на 8 лет ИТЛ. Погиб в лагере.

В Польше Н. Харламов встретил свою спутницу жизни – Марию Дмитриевну, которая была дочерью польского генерала на русской службе. В 1937 году жена Н.Н. Харламова была обвинена в шпионаже и расстреляна. Реабилитирована в 1989 г.

После революции Н.Н. Харламов работал в основном как портретист, жил в селе Тименки Вязниковского уезда, возле Палеха. В 1919 году он возглавил подотдел уездного отдела народного образования в Вязниках. При участии Н.Н. Харламова, ставшего первым директором музея, была сохранена коллекция живописи и икон вязниковских купцов и фабрикантов.

Во время изъятия церковных ценностей из Вязниковского Казанского собора Харламов, как представитель Музейного отдела, разошелся во взглядах с членами комиссии по изъятию церковных ценностей, собиравшимися снять ризу с иконы Казанской Божией Матери, и написал взволнованное заключение в защиту декоративного убранства иконы: «Разрушение этого национально-художественного исторического целостного памятника искусства и старины является совершенно немыслимым и недопустимым».

В 1923 году Н. Харламов оставил свою деятельность в Вязниках и остаток жизни посвятил только творческой работе. Скончался Николай Николаевич 4 декабря 1935 года в селе Тименки и был похоронен на сельском кладбище. Усилиями палехских и холуйских художников на его могиле установлен крест.

На сегодняшний день от его большого творческого наследия сохранилась лишь малая часть.

В 2023 году исполняется 160 лет со дня рождения Николая Николаевича, было бы неплохо очередные ноябрьские чтения посвятить нашему знаменитому земляку. При входе в музей установить портрет первого основателя вязниковского историко-художественного музея, чтобы входящий посетитель знал, кому он обязан сохранению культурно-исторического наследия родного края. Неплохо было бы создать портретную галерею директоров музея, а также именитых вязниковских краеведов, включив в нее имена С.С. Змиева, В.Н. Маштафарова, Д.А. Обидина, А.Д. Тельчарова, Л.И. Аносова, А.В. Лебедева, внесших неоценимый вклад в изучение и популяризацию истории Вязниковской земли.

Юрий ВАСИЩЕВ.

Иллюстрации из архива автора.

Похожие новости
Виноградов Евгений Михайлович Мы любим тебя, Ярцево! Владимир Калейдоскоп, 2024. – 92 с.   В свет вышла очередная книга, хорошо знакомого вя...
Мы любим тебя, Ярцево!

Виноградов Евгений Михайлович Мы любим тебя, Ярцево! Владимир Калейдоскоп, 2024. – 92 с.   В свет вышла очередная книга, хорошо знакомого вя...

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...
Кто же такие «Калдаши»?

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...
Мысли вслух

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...

Да, два ответа мы получили. Первый был из городского Совета, второй из администрации района. Сразу скажу, что ответами мы поражены. Во первы...
Так уважает ли власть нашу историю?

Да, два ответа мы получили. Первый был из городского Совета, второй из администрации района. Сразу скажу, что ответами мы поражены. Во первы...

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...