В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Земляки Краеведение

20.04.2022

Вязниковский бомбардировщик, который был на пороге третьей мировой

Помните знаменитый фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», действие которого разворачивалось в годы холодной войны? Картина доходчиво объясняла, как американские лётчики, получив последний приказ, устремлялись бомбить объекты на территории СССР. А дальше – хаос, смерть, апокалипсис…

Однако наша дальняя авиация (и на сей раз не киношная, а настоящая) в то время тоже не дремала, была готова отразить любые угрозы Отечеству, держала под прицелом страны блока НАТО. Одним из советских бомбардировщиков (а если быть точным, то авиасоединением из трёх самолётов) командовал наш земляк, вязниковец Валерий Котов. История Валерия Тимофеевича заслуживает отдельной книги: голодное военное детство, учёба в одном классе с дважды Героем СССР Валерием Николаевичем Кубасовым, служба в разных уголках необъятной Родины… Несколько раз лётчик В.Т. Котов сидел в кабине самолёта с подвешенными бомбами и был готов к началу третьей мировой войны… Тогда обошлось. Впрочем, обо всём по порядку.

Валерий Тимофеевич Котов.

Краткая справка:

Котов Валерий Тимофеевич. Военный лётчик 1-го класса. Ветеран Вооружённых Сил. В 1951 году окончил Вязниковский аэроклуб, в 1954 году – Балашовское авиационное училище лётчиков дальней авиации. Прослужил в ВВС 30 календарных лет, из них 23 года на лётной работе. Летал на самолётах Як-18, Ли-2, Ту-16, Ту-104, Ту-22. Выполнил 2140 полётов с общим налётом 2960 часов, в том числе 700 полётов на боевое применение. Не имел ни одной предпосылки к лётному происшествию по своей вине.

Сын своих родителей

Родители Валерия Тимофеевича – Тимофей Николаевич и Александра Ивановна Котовы – жили в деревне Юрятино Гороховецкого района Владимирской области. Для первой половины XX века это были довольно просвещённые и образованные люди. Отец окончил кожевенный техникум и по направлению вместе с супругой переехал в Белоруссию. Там, в городе Речица Гомельской области, в далёком 1933 году на свет появился их сын – будущий военный лётчик Валерий Котов.

В Белоруссии прожили недолго, всего два года. Тимофей Николаевич поступил в школу НКВД, успешно прошёл её и вновь был «распределён» – на сей раз в Казахстан. Несколько лет пробыли не абы где, а в Караганде, куда бравого молодого чекиста перевели с повышением. Александра Ивановна оказалась мужу под стать и к тому времени завершила курсы машинисток – специальности очень престижной (если проводить аналогии с современностью, то на ум приходят разве что программисты и прочие продвинутые пользователи ПК). В Казахстане семья Котовых жила до 1941 года. Пока не началась Великая Отечественная война…

Тимофей Николаевич не стал отсиживаться за спинами соотечественников, и хотя у него была «бронь», добровольцем отправился на фронт. Прошёл всю войну от начала до конца, служил в артиллерии, сражался в Сталинградской битве, участвовал во взятии Будапешта… Не сказать, что пули обходили его стороной, бывал и ранен, и контужен. За мужество и стойкость получил два ордена и восемь медалей. Победный 1945 год артиллерист Котов встретил в Венгрии.

А меж тем в тылу не всё складывалось благополучно. В самом начале войны Александра Ивановна тяжело заболела малярией и была вынуждена переехать из Караганды ближе к родным местам – где есть родственники, способные помочь. В 1942 году Котовы вернулись на владимирскую землю – в Юрятино.

Мальчик и волки

Тяжёлая сельская жизнь в военные и послевоенные годы врезалась в память Валерия Тимофеевича. В Юрятине находились 25 дворов с большими семьями, был колхоз, имелась сельскохозяйственная живность, население сажало картошку, сеяло рожь… Умереть с голоду вроде бы не грозило. Проблема в том, что все работоспособные мужчины отправились бить фашистскую гидру, и хозяйство легло на плечи стариков, женщин, детей. С 10 лет мальчик Валера работал в колхозе, управлялся с лошадью, запряжённой в телегу. Посев, сенокос, сбор урожая…

И всё-таки еды на всех не хватало. По весне дети собирали мерзлый прошлогодний картофель – недобранный в полях, пропущенный при осеннем сборе урожая. А мамы и бабушки выделяли из этих полусгнивших клубней крахмал, из которого потом пекли лепёшки.

— Эх и вкусны были, как сейчас помню, — говорит Валерий Тимофеевич. – Одна беда: на зубах всегда песок оставался.

Впрочем, кое-где жилось ещё голоднее. Городские нередко наведывались в Юрятино в надежде обменять что-то из своих вещей на картошку или ещё какую снедь.

Так или иначе, но жизнь текла своим чередом, и мальчику Валере необходимо было учиться. Первая школа располагалась сравнительно недалеко – всего в паре километров от деревни. Там Валерий Котов окончил начальные классы. В пятый класс он пошёл уже в другую школу, находящуюся гораздо дальше – в 7 километрах.

— Вставал в семь утра и отправлялся в путь, — рассказывает наш герой. – Был интересный случай. Как-то вышел рано утром, дело было в феврале, ещё толком не рассвело. Шёл вдоль леса, и вдруг метрах в семидесяти от меня пробежали какие-то звери. Стая волков! Волки тогда страшно расплодились и были настоящим бедствием. Заходили в деревни, подрывали сараи и грызли скотину. Собаки их боялись и жили в домах. Повезло, что волки на меня не обратили внимания. Я в страхе прибежал домой и всё рассказал. Дедушка взял берданку, мама схватила вилы, и они пошли искать серых хищников. Но тех и след простыл.

Как заражают небом

В 1947 году Котовы переехали в Вязники. Артиллерист Тимофей Николаевич Котов к тому времени демобилизовался и устроился следователем в городскую милицию. Ну а его сыну Валере надо было продолжать учёбу, и мальчик поступил в школу №2. Там-то он и познакомился с человеком, ставшим ему не просто хорошим школьным товарищем, но и закадычным другом. Пять лет Валерий Котов учился в одном классе со своим тёзкой – Валерием Кубасовым.

— С Валерой Кубасовым мы были не разлей вода, — вспоминает собеседник. – Зимой вместе катались на лыжах, летом играли в футбол и волейбол. Рыбалили с ночёвкой, устраивали вылазки на Кщару – пешком в заречье ходили. Помню, что Валера учился хорошо, и, если можно так выразиться, взял надо мной шефство: помогал в занятиях, подтягивал по учебной программе. Я же был из сельской местности, у нас на две деревни всего один учебник имелся.

Вместе друзья пошли и в Вязниковский аэроклуб. Когда ребята учились в 9-м классе (это был 1950 год), в школу приходили представители ДОСААФ и рассказывали о своей работе. О том, что на базе местного аэродрома проходят трёхмесячные сборы технического состава и лётчиков, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Машин тогда в Вязниках хватало: были как советские учебно-тренировочные самолёты Як-11 и Як-18, так и истребители Як-3.

В.Н. Кубасов и В.Т. Котов.

Ребят, что называется, сагитировали и «заразили» небом. Из учащихся старших классов второй школы набралась целая группа молодых людей, горящих желанием освоить лётное дело. Среди них были и два Валерия.

Учиться оказалось трудно, ведь и от школьных занятий будущих авиаторов (и, как впоследствии оказалось, даже космонавтов) никто не освобождал. Приходилось успевать всюду, и порой прямо из школы ребята шли в ДОСААФ. Целый год мальчишки изучали теорию лётного дела, проходили штурманскую подготовку и так далее. Ну а потом началась практика.

Едва ли не в первый же день практических занятий Валерий Котов и Валерий Кубасов оказались в кабинах Як-18. Разумеется, вместе с опытными инструкторами, которые решили показать мальчишкам, что такое высший пилотаж! Асы выполняли петлю Нестерова, «бочку», закладывали крутые виражи и бросали машины в «штопор»… Вязниковские парни на себе ощутили действие перегрузок, но не сдрейфили и не кричали от страха. Всё пространство занимала одна мысль: «Неужели и мы когда-то так сумеем?!»

— Можно с уверенностью сказать, что первый и самый важный шаг в авиацию я сделал в Вязниках, — подытоживает эту часть рассказа Валерий Котов.

Бывают в жизни «запятые»

Сказать, что в Вязниках лётчиков обучали хорошо – ничего не сказать. Достаточно вспомнить, как выпускники нашей школы пилотов громили асов люфтваффе в годы Великой Отечественной войны. Аллея боевой славы в Вязниках помнит и хранит имена всех Героев.

Послевоенное поколение не посрамило ветеранов, ребята быстро освоились в небе и полюбили его. Встал вопрос о том, чтобы окончательно связать свои жизни с лётной профессией. Вскоре группа из 21 вязниковца была направлена для прохождения дальнейшего обучения в Кировоградское лётное училище Украины.

Однако жизнь прожить – не поле перейти, и на пути нередко встречаются, как выразился наш собеседник, «запятые». В Кировограде Валерия Тимофеевича Котова ждал весьма холодный приём. Во-первых, он приехал поступать сразу после 9-го класса, а как раз готовился приказ набирать лишь десятиклассников. Но это так, формальность. Во-вторых, и что самое главное – вязниковца не пропустила медкомиссия. После окулиста Валерий не смог пройти невропатолога – зрачок как-то неправильно среагировал на свет. Бедного парня крутили и так и этак, а потом выдали итоговое заключение о негодности за подписью подполковника и отправили назад в Вязники.

— Представляете, как стыдно мне было возвращаться домой, — признаётся Валерий Тимофеевич. – Я даже школу хотел бросить, но спасибо Валере Кубасову, который поддержал и уговорил окончить десятый класс. Тогда-то я и отправился с медицинским заключением из Кировоградского училища к нашим врачам. Вязниковский доктор, немолодой уже человек, внимательно прочитал бумаги, потом скомкал их и бросил в урну. «Подполковники, полковники… Есть же дураки!» — сказал он при этом.

Словом, наш герой воодушевился и решил не оставлять мечту о небе. Вскоре в вязниковском военкомате состоялся набор в Балашовское авиационное училище. На сей раз медкомиссию молодой вязниковец прошёл без сучка и задоринки и был зачислен на курс. Обучение длилось два года, причём в первый год, по мнению балашовских преподавателей, парня из Вязников нечему был учить. Он хорошо управлял УТИ Як-18 и, бывало, даже сидел на месте инструктора, следя за работой неопытных товарищей.

А вот на второй год курсанты пересели на серьёзные машины – военно-транспортные самолёты Ли-2. Такая крылатая махина, если что, вполне могла выполнять (и выполняла) задачи бомбардировщика.

Лейтенант Валерий Тимофеевич Котов.

Обучение осталось позади. В 1954 году новоиспечённый лейтенант Валерий Котов вернулся в Вязники. И вот здесь самое интересное. Судьба его товарищей по вязниковской лётной подготовке, поступивших в своё время в Кировоградское училище, сложилась не лучшим образом. Они были расформированы, ребят перебрасывали в разные учебные заведения, и к 1954 году парни всё ещё «щеголяли» в солдатских шинельках. Получается, что тот самый подполковник, который подписывал Валерию Котову медицинское заключение, оказал парню услугу? Да уж, бывают в жизни «запятые»!

В руках судьба человечества

Ну как, дорогие читатели, не устали от нашего рассказа? Тогда продолжим! Лейтенант Котов из Вязников отправился в спецкомандировку в Свердловск, в 120-й авиационно-транспортный отряд «Аэрофлота». Там он был сперва лётчиком, а потом и командиром Ли-2.

На дворе стоял 1958 год, и полным ходом шло переоснащение авиации, самолёты стали переходить на реактивные двигатели. Уже в Рязани Валерий Тимофеевич переучивался на Ту-16 – первый реактивный самолёт советской дальней авиации.

Для справки (информация с сайта Министерства обороны РФ):

«Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики <…>

Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил».

Ну а дальше снова была Украина, где наш герой провёл несколько лет и управлял самыми передовыми машинами, в том числе советским дальним тяжёлым сверхзвуковым самолётом Ту-22, аналогов которому тогда не было.

Ситуация в мире была неспокойная, две сверхдержавы – СССР и США – вели гонку вооружений и постоянно пребывали в состоянии боевой готовности. Общая напряжённая атмосфера чувствовалась и в элитных частях дальней авиации. Валерий Котов вспоминает, что мир неоднократно стоял на пороге третьей мировой войны – и при Карибском кризисе, и во время ввода советских войск в Чехословакию… Постоянные учения, тревоги. Дальняя авиация должна была держать под прицелом все страны НАТО, и Валерий Котов нередко сидел в кабине самолёта, загруженного бомбами, и ждал приказа к атаке…

Бравые советские лётчики. Справа на фото В.Т. Котов.

К счастью, тогда катастрофы не случилось. Возможно, потому что руководители двух стран не понаслышке знали, что такое мировая война, они прошли через её горнило и знали, к чему она может привести. Лозунг «Мы можем повторить» – это больше из нашего времени, ведь участники Великой Отечественной войны сражались и умирали за то, чтобы подобное никогда больше не повторялось…

Впрочем, в любом случае жизнь берёт своё. И даже в тяжёлой и опасной воздушной работе находится место для любви. Так, в 1973 году Валерий Тимофеевич встретил свою будущую супругу – Любовь Ивановну. И привёз её из Черниговской области в Вязники. Молодые люди поженились и живут вместе вот уже почти полвека. У супругов Котовых родилась дочь, вырос внук…

На пенсию Валерий Котов вышел в звании майора. Звание вроде бы не такое высокое, но надо понимать, что иной штабной генерал боевому майору в подмётки не годится. А к большим чинам Валерий Тимофеевич никогда особо и не стремился, он просто хорошо выполнял свою работу и хранил покой Родины.

Майор Валерий Тимофеевич Котов.

Ну что ещё рассказать? Сегодня Валерий Тимофеевич живёт тихой размеренной жизнью, любит, как в молодости, ездить на рыбалку, ходит по грибы… И даже не скажешь, что в руках этого обыкновенного с виду вязниковского пенсионера была судьба всего человечества.

Антон АГЕЕВ.

Похожие новости
Виноградов Евгений Михайлович Мы любим тебя, Ярцево! Владимир Калейдоскоп, 2024. – 92 с.   В свет вышла очередная книга, хорошо знакомого вя...
Мы любим тебя, Ярцево!

Виноградов Евгений Михайлович Мы любим тебя, Ярцево! Владимир Калейдоскоп, 2024. – 92 с.   В свет вышла очередная книга, хорошо знакомого вя...

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...
Кто же такие «Калдаши»?

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...
Мысли вслух

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...

Да, два ответа мы получили. Первый был из городского Совета, второй из администрации района. Сразу скажу, что ответами мы поражены. Во первы...
Так уважает ли власть нашу историю?

Да, два ответа мы получили. Первый был из городского Совета, второй из администрации района. Сразу скажу, что ответами мы поражены. Во первы...

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...
Гибнет дом Штарёвых

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...