В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение

16.09.2023

Иоанн первый. Неизвестный в истории России самозванец из Вязников

История России знает немало случаев появления самозванных претендентов на престол. Как правило, случалось это во времена династических неурядиц. Самозванство  в России приобрело такие масштабы и имело такие последствия, что оказало  радикальное влияиие на нашу историю.

Что такое самозванство? Если обратиться к толковым словарям, увидим, что в основе определения «самозванец» лежит стремление человека взять на себя чужое имя. Множественные самозванцы выступали под именами реальных лиц, свидетельства о жизни и смерти которых были мало известны широким народным массам. Сколько было лже царей в истории России? Современные историки располагают далеко не полным «списком» известных русских самозванцев XVII-XX веков, о которых сохранились внятные упоминания в различных источниках. Если же брать во внимание только тех, кто выдавал   себя за членов царствующей династии, то их точное количество подсчитать совершенно невозможно. Только под именами «царских детей» выступало около 230 самозванцев, среди них было четверо Лжеивашек. Стремление людей жить под иным обличием было присуще людям всегда. Традиция   появления лжеправителей дожила до наших дней и, как оказалось, коснулась Вязниковской истории. Накануне февральской революции 1917 года Департамент полиции разбирал один из случаев самопровозглашенного лжецаря 28 декабря 1916 года и затем повторно 3 января 1917 года. На имя главнокомандующего армии Юго-западного фронта А.А. Брусилова пришло письмо за подписью царя Иоанна содержащее нижеследующий текст. (орфография и пунктуация оригинала сохраняется).Ознакомимся с ним.

Высочайший манифест.

Божией Милостию Мы Иоанн Первый и родитель Мой Александр

Сын Императора Александра II Цари Российские.

Объявляем  армии нашей и флоту: что всемогущему благоугодно возвести Иоанна на престол Царей Российских и восстановить патриархальный порядок. Я  Иоанн согласно Воле Всемогущего объявляю себя законным Царем Российским, и восшествие мое на престол Царей российских узаконил в двадцать шестой день месяца декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года от Рождества Христова. А посему и объявляю Армии Моей и флоту «Мир»!

И что не достигнуто Армией и Флотом – войной, то с помощью Божией будет достигнуто Миром , а дальше продолжать войну невозможно , потому что она приняла затяжной характер, что было раз завоевано русскими войсками, то перешло опять в руки немцев, и наоборот, такая война может продолжаться несколько лет подобно Троянской войне, а люди должны гибнуть как мухи, и голодать на все возможные лады. Довольно крови и страданий!» А посему поручаем  Генералу Брусилову заключить с Германией и с Австрией бесконечный мир.

Не заботясь о территориальных преобретениях а главное только устранить с нашей стороны уплату контрибуции.

И Россия опять выйдет из тупика и с Божией поиощью будет трудиться всесторонне с небывалым единодушием, и отстранит партийные  распри, и прекратит религиозные ериси  и Сектанства, и  весь как един совершенный человек обратится с совершенною молитвою к Отцу Небесному, да ниспошдет он  нам Милосердное  Покровительствои неисчимлимые  щедроты свои: « Мир! Мир! Мир! А Русская война прекратится при объвлении мира Русско — Германско-Авустрийского независимо от союзников: Англии и Франции, если они не пожелают прекратить войну, то истребят сами себя.

При том же призываю Радителя моего Александра Александровича сына императора Александра 11 И поручаю Ему занять должность «Государственного Канцлера , и образовать новый кабинет ответственных министров, из народных представителей членов Гос. Думы. А Гос. Думу созвать не позже указанного числа: 12 января 1917 года, и предоставить членам Государственной Думы полное право провести в реформу страны все данные Нами  Манифесты на имя председателя Гос. Думы.

И поручить генералу Брусилову передать копию сего в редакцию армейского вестника  для напечатывания , и распространения всей моей Армии и Флоту.

«Перепечатка позволяется только вестникам Сельскому и Церковному». Манифест дан в тысячу девять сот шестнадцатом году от Рождества Христова, в тридцать восьмой год  Коронации нашей, а Царствования Нашего в год первый . Иоанн. г. Вязники 27 декабря.

Внимательно и вдумчиво читая Манифеста можно увидеть в нем много мест, вызывающих к себе вопросы и сомнения в его правдивости. Что это — сенсация, газетная утка, розыгрыш? А было ли такое в истории России? Но источник утверждает, что такой документ действительно существует.

Попытаемся разобраться.

Во всем тексте Манифеста сплошные неувязки!!! Проанализируем Манифест. Обратим внимание на некоторые места Манифеста:

«Мы Иоанн Первый и родитель Мой Александр Сын Императора Александра 11 Цари Российские». 

— «призываю Радителя моего Александра Александровича сына императора Александра 11 и поручаю Ему занять должность «Государственного Канцлера и образовать новый кабинет ответственных министров, из народных представителей членов Гос. Думы».

Неизбежно возникает другой вопрос:-«Как можно призывать его занять пост Канцлера и возглавить новый кабинет министров? Напомним , что в это время Александр III уже 22 года  был мертв.

— «А посему поручаем  Генералу Брусилову заключить с Германией и с Австрией бесконечный мир». Заключение мира есть прерогатива министра иностранных дел, то есть канцлера. Как видим из справки, в это время Брусилов был главнокомандующим армиями Юго – Западного фронта. Верховным главнокомандующим Русской армии Брусилов был с 22 мая по 19 июля 1917. До 15 марта им был император Николай второй. А посему Брусилов не мог переступить через голову императора и выполнить поручение Иоанна  данное  «в двадцать шестой день месяца декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года от Рождества Христова».

Далее: — «Манифест дан в тысячу девять сот шестнадцатом году от Рождества Христова, в тридцать восьмой год  Коронации нашей, а Царствования Нашего в год первый».

Возникает вопрос к словам:  «…в тридцать восьмой год Коронации нашей».. Как получается, что царствованию нашему первый год, а коронации 38 год? Нелепость.

Обратимся к подобному документу тех времен- «Манифесту об усовершенствовании государственного порядка  17.10.1905 г:»

«Дан в С.-Петербурге в 26-й день февраля, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот третье, царствования же Нашего в девятое.  (Николай второй)». Коронован он был через два года после восшествия на престол Российский 14(26) мая 1896г.,.

Обратим  внимание на выделенные подчеркиванием слова в Манифесте: армии нашей и флоту; всемогущему благоугодно; Царей российских; Армии Моей и флоту; Радителя моего Александра;моей Армии; Коронации нашей. Согласно дореволюционной орфографии слова эти писались с заглавной буквы!

Вот пример из Манифеста Николая второг: «Господь Вседержитель да ниспошлёт благословение на Царственный Труд Наш и да поможет Он Нам при тесном единении всех верных сынов Отечества, исполнить Наши помышления об усовершенствовании государственного порядка Державы Нашей на твердых основах веры, закона и власти».

Вернемся к фразе: «Мы Иоанн Первый и родитель Мой Александр Сын Императора Александра 11 Цари Российские».  И зададим еще вопрос. Почему вязниковский самозванец выбрал имя Иоанн, да еще первый. Российская история знает несколько правителей, носящих имя Иоанн (Иван)? Порядковые номера, или номера правителей, используются для различия лиц с одинаковым именем, занимавших один и тот же пост. Как правило, счёт ведется либо с начала монархии, либо с начала династии.

Московская Русь:

Иван первый   Данилович Калита —1328-1341 гг.

Иван второй — 1353-1359 гг. Иванович Милостивый (Красивый)

Централизованное государство

Иван третий  Васильевич  1462-1505 гг.

Иван IV Васильевич, Грозный 1530-1584 гг.

Иван пятый  Алексеевич (Романов) -1682-1696 гг.

Российская империя

Иоанн шестой Антонович 1740-1741 гг. Все они правили, каждый в свое время.

Но были и самозванцы:

В царствование Михаила Федоровича

Лже-Ивашка I — около 1614 года был провозглашён чудом спасшимся царевичем Иваном Дмитриевичем, сыном Лжедмитрия II и Марины Мнишек.ивашка Воренок Подлинное имя Ян Фаустин Луба.

В царствование Алексея Михайловича

Лже Иван Шуйский (Анкудинов Тимофей Дементьевич) — выдавал себя за несуществовавшего сына царя Василия IV Шуйского царевича Ивана Шуйского. Лже-Ивашка II — объявился в Крыму около 1640 г. Подлинное имя Иван Вергунёнок. Объявился ещё во время царствования Михаила Фёдоровича.

При прочих Романовых

Лже царь Иван V Алексеевич (Ивашка Попов) — выдавал себя за умершего царя Ивана V.

И как видим лже Иванов четверо.

Наш же вязниковский Иоанн, называя себя Иоанном  первым, нарушает правило нумерации правителей и не может быть таковым.

Обращает на себя  внимание такой момент:

Лже Иван Шуйский (Анкудинов Тимофей Дементьевич) — выдавал себя за несуществовавшего сына царя Василия IV Шуйского царевича Ивана Шуйского.

Лже царь Иоанн первый( 1916г) тоже выдает себя за не существовавшего  сына Александра третьего. Не о чем не говорит?

Попытаемся определить кто был автором Манифеста? И когда написан этот Манифест?

Существует предположение, что автором Манифеста был Вязниковский священник. Весьма сомнительно. Вязниковские священники, служившие в эти годы, как минимум, заканчивали духовное училище или семинарию, некоторые закончили духовную академию. И, конечно же, как «Отче Наш», знали правила написания этих слов согласно дореволюционной орфографии.

Здесь нечто другое. Можно предположить, что Манифест написал психически больной человек, подверженный мании величия. (Был такой служитель церкви. Направлен на три месяца под надзор местного священника и благочинного с ежемесячным донесением о его поведении и благой деятельности. Ю.В.)

Но вероятнее всего, Манифест -не что иное как розыгрыш и создан он не в начале, а в конце двадцатого века. В пользу такого предположения говорят те орфографические ошибки, допущенные в так называемом Манифесте. и указанные выше. Для большей его правдоподобности сделана ссылка на фонд департамента государственной полиции Министерства внутренних дел 1880-1917 гг. Расчёт на то, что разбираться и вникать особенно не будут. В Вязниках был такой шутник, способный на такое, не стану называть его имени.

В заключение хочу сказать, что сказанное всего лишь версия, но и она имеет право на существование, пока не будет доказано обратное. А как было на самом деле? Может быть, когда-нибудь, мы и узнаем это. А что думает по этому поводу читатель?

Ю. ВАСИЩЕВ,

Вязники август 2023 г.

Источники:

Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) Фонд 102 Департамент государственной полиции Министерства внутренних дел 1880-1917 гг.

Владислав Аксенов «Война патриотизмов».

Глава 4. Самозванчество как патриотическая перверсия стр. 335.

Похожие новости
Вязниковский сайт Вязник.ру продолжает знакомить вязниковцев с книгой Юрия Васищева «Страницы горького века». Время день за днем неумолимо о...
Глава вторая. Вязниковские мученики. Вязниковским священникам, погибшим в годы гонений на Русскую Православную Церковь, посвящается.

Вязниковский сайт Вязник.ру продолжает знакомить вязниковцев с книгой Юрия Васищева «Страницы горького века». Время день за днем неумолимо о...