Как -то незаметно, даже можно сказать тайно, отметили в Вязниках день рождения нашего телевидения. За воспоминаниями его появления в нашем г...
15.01.2021
Несколько слов о начале Вязников
Завершая несколько лет назад свою книгу «Вязники» (М., 1995), писал в ней о необходимости дальнейшего изучения их истории, ликвидации белых пятен в ней. Особенно это относилось к выявлению первой даты, от которой можно было бы вести отсчет вязниковской истории. Дело в том, что устоявшаяся в местном краеведении дата первого упоминания Вязников в документах — 1609 год — говорила о селе, но не о первопоселении, а потому отсчет от нее истории города был несколько натянут, а, по большому счету, и неправомочен. Село предполагает церковь с устоявшимся поселением вокруг нее, тогда как починок означает только еще зарождающуюся структуру поселения. В своем развитии он может проходить стадии починка — деревни — села — слободы — города, что и наблюдается в вязниковской истории. Вот почему, поставив перед собой цель найти починок, углубился в печатные и архивные документы. В результате удалось выяснить следующее.
Территория, на которой располагаются современные Вязники, издавна входила в состав Ярополческой дворцовой волости. Владевшие ей Великие князья, впоследствии цари, московские распоряжались ей по своему разумению. Вот почему, начиная с XV века, они вкладывали на помин своей души в Троице-Сергиеву Лавру, с которой были тесно связаны, богатые рыбой реку Клязьму, впадавшие в нее речушки и приклязьминские озера. В результате к концу XVI века Лавре принадлежали расположенные вдоль Клязьмы село Пировы Городищи с деревнями Дорожилово, Перово, Пестово, Федурниково, Суворово, Собакино, Лапино, Мещериново, Кузнецово, Митино Черное, Крутые Враги, Борки и пустошь Ярцево. Пытаясь определить их местоположение на карте края, обратился за помощью к вязниковскому краеведу Л.И.Аносову. По присланной им схеме определил, что все они находились на берегу Клязьмы от Перова до Ярцева, включая сюда и холмы, на которых в XVI-XVII веках появились Вязники и Минино. Поселения Лавры, согласно великокняжеским грамотам, обладали церковным иммунитетом, их жители вели замкнутый образ жизни и не вступали в какие-либо административные контакты с правителями Ярополческой дворцовой волости. Межевые книги и иммунитетные грамоты Великих князей подтвердили это.
Среди иммунитетных грамот особое внимание привлекла датированная 1516 годом Жалованная несудимая грамота Великого князя Василия Ивановича игумену Троице-Сергиевой Лавры Иакову на деревни и воды в Гороховце и Ярополче. В ней говорится: «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми Троецкого Сергеева монастыря игумена Иакова з братьею или хто по нем иный игумен будет. Что их деревни и воды в Гороховце и в Ярополче и оне деи на те свои воды посылают ловити из монастыря своих слуг и хто у них в тех деревнях учнет жити людей и те их воды ловят, и волостели наши гороховские и яропольские и их тиуны тех людей их не судят ни в чем оприч душегубства и разбоя с поличным и кормов своих на них не емлют и не высылают к ним ни про что». Главным в грамоте было разрешение монастырским слугам обживаться на клязьминских берегах, создавать свои поселения и жить в них на основании иммунитетного права. Это должно было расширить ареал монастырских поселений, привлечь в них защищенных церковным иммунитетом от произвола светской власти крестьян. Можно предположить, что закрепощаемые в то время крестьяне охотно шли под покровительство Лавры, создавая новые поселения и обживая берега Клязьмы.
Что же в то время представляли эти берега? Побывавший здесь спустя сто лет сотрудник голштинского посольства Адам Олеарий оставил такую запись: «Клязьма течет от Владимира. Здесь местность по правую руку начинает возвышаться, и получается очень высокий берег, который почти на одинаковой высоте тянется на протяжении 100 немецких миль и снизу имеет вид как бы примыкающих друг к другу гор. Однако сверху это ровная плоская местность, без леса, удобная для земледелия и простирающаяся, как говорят, в виде такой равнины более чем на 100 верст в сторону суши. Простирается эта местность более к юго-востоку. Страна же налево от берега, направляющаяся к северо-западу, повсюду низменна, лесиста, дика и малонаселенна». Естественно, что при обживании территории вдоль Клязьмы крестьяне выбирали более пригодный для земледелия ее правый, возвышенный, холмистый берег. Можно предположить, что, воспользовавшись иммунитетной грамотой 1516 года, подтвержденной затем, в 1551 году, царем Иваном Васильевичем Грозным, монахи Лавры и создали первоначальные поселения, из которых впоследствии выросли деревни Вязники и Минино, расположенные на холмах, между которыми в Клязьму текла речка Волшник, или, как ее первоначально называли, Войнюша. Сюда к ним, по-видимому, бежали от своих светских владельцев, спасаясь от крепостной зависимости, крестьяне. Так создавались монастырские поселения, жители которых занимались земледелием для себя и рыбной ловлей для Лавры. Впоследствии, уже в середине XVII века, на месте села Минино на Мининой горе возник просуществовавший до пожара 1703 года город-крепость Ярополч. Надо, однако, заметить, что, судя по межевым книгам лаврских земель и другим сохранившимся документам, село Минино с самого начала входило в состав Яропольских дворцовых земель, мало или совсем не завися от Лавры.
Иная судьба ожидала починок Вязники. К сожалению, из-за отсутствия документов, мы не можем проследить его строго документированную историю до первого упоминания села Вязники в 1609 году. Остается, без строгой хронологической привязки, попробовать реконструировать ее, исходя из этимологии, значения, слова, давшего название городу. Для этого обратимся за помощью в академический «Словарь русского языка XI-XVIIIвеков» и в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И/Даля. Они предлагают ряд значений однокорневых слов, в основе которых лежит слово Вяз, означающее название некогда в изобилии произраставшего тут дерева. О происхождении слова Вязники от Вяза толкуют все вязниковские краеведы. Однако, не связывая происхождение починка Вязники с деятельностью Троице-Сергиевой Лавры, они не учитывают возможностей, дающихся изучением истории происхождения названия города, тогда как, на наш взгляд, именно в этом ключ к его ранней истории.
Итак, после 1516 года возникает монастырский починок, один из многих починков Лавры. Его жители ловят рыбу для Лавры и занимаются земледелием для себя. Известно, что с самого начала они возделывали лен, обрабатывали его в светелках, продавали либо в виде льна-сырца, либо в виде льняных изделий. Неслучайно уже в первой четверти XVII века вязниковский лен поставлялся в московскую Кадашевскую слободу к государеву хамовному делу. Слава Вязниковского льна вызвала, к жизни и петровский указ 17″15 года о распространении повсеместно льняных промыслов, «как обыкновенно промышляют льном во Пскове и в Вязниках». Развитие льноводства, продажа льна и выработанных из него изделий вело к зажиточности населения починка. Неслучайно документы отмечают в Вязниках уже в первой половине XVII века большое число купцов, торговавших от Москвы до Архангельска и Сибири. Зажиточным жителям починка стало тесно даже в рамках монастырского поселения, тем более, что Лавра, заставляя их платить оброк рыбой, явно не учитывала специфику их экономического развития. Тогда они решили, по-видимому, откупиться от своего хозяина, благо средства для этого уже были. Это подтверждает слово Вязка, означающее, согласно В.И.Далю, стачку на торгах, круговую поруку при выплате отступного. Это же значение слова дает и «Словарь русского языка XI-XVIII веков». Отметим также, что участники Вязки назывались Вязщиками. Почему бы, исходя из этимологии этих слов, не предположить ряд, кстати, прослеживаемый еще В.И.Далем, правда, без выхода на название города, — Вяз — Вязка – Вязщики — Вязники. Следовательно, окрепнув настолько, чтобы дать Лавре отступное, откупиться от Лавры, жители починка Вязщиков, то есть людей, связанных единым откупным делом, трансформировавшегося при дальнейшем словообразовании в «починка Вязников», ушли от нее на свободу, опять же по этимологии этого слова, на слободу, в слободу. Это позволяло им более свободно развиваться экономически. Однако, находясь на территории Ярополческой дворцовой волости, село Вязники, Вязниковская слобода, не могло полностью оставаться свободным. Оно, войдя в состав волости, стало дворцовым. Для Вязников это было благо, так как, будучи дворцовым, они могли свободно развиваться экономически, будучи административно зависимыми от управителей Ярополческой дворцовой волости. Тем самым избежав закрепощения, Вязниковская слобода превратилась впоследствии в хорошо развитое торгово-промышленное поселение, а с 1778 года и в город.
Определенную связь Вязников с Троице-Сергиевой Лаврой можно наблюдать и в их духовной жизни, облеченной в средневековой Руси в религиозную оболочку. Возможно, это является еще одним подтверждением нашей гипотезы. Верховным покровителем преподобного Сергия — основателя Троице-Сергиевой Лавры являлся Николай Чудотворец. Возможно, с этим связано и строительство в конце XVI — начале XVII века на холме, на котором расположился починок Вязники, первой вязниковской деревянной церкви во имя этого святого. Одновременно с ней в Минино ставится первая деревянная Троицкая церковь, как бы закрепляющая здесь влияние Троице-Сергиевой Лавры. Происходит также перенесение в Вязники культа Божьей Матери, проповедовавшегося Сергием. Возможно, не случайно Вязники с 1624 года, со времени обретения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, стали одним из религиозных центров России, развивавшихся под ее покровительством. С этим же связаны находившиеся в рамках ее почитания Благовещенский мужской и Введенский женский монастыри, первоначально строившиеся как заповеданные Сергием общежительские монастыри, расположенные в отдаленных от поселений людей глухих местах. Апофеозом культа Божьей Матери в Вязниках стал посвященный ей Казанский собор, в котором находилась чудотворная икона. Некоторые средства на его строительство выделил царь Алексей Михайлович, также тесно связанный с Лаврой. Вряд ли все это было возможно без прямого или косвенного воздействия Троице-Сергиевой Лавры.
Думается, наша гипотеза заслуживает самого серьезного внимания всех, изучающих историю Вязников. Конечно, можно сказать, что она слабо подкреплена документами, но их просто нет. Те же, что есть, полностью использованы. Вряд ли стоит с налету отвергать то, что починок Вязники обязан своим существованием грамоте Великого князя 1516 года. За неимением документов более позднего времени нельзя привязать основание Вязников к какому-то определенному году. Следует признать 1516 год началом их формирования на Погостской, Покровской тож, горе, обозначив поселение XVI-XVII веков на ней как детинец современного города. Остается совсем пустяк — провести его археологическое обследование и тем самым либо подтвердить, либо опровергнуть нашу гипотезу. А пока, за неимением лучшей, она имеет право на существование как наиболее адекватная происходившим на берегу Клязьмы в районе будущих Вязников событиям XVI века.
А. Тельчаров, специально для «НВГ плюс».
На снимке: базарная площадь в Вязниках
По материалам газеты «НВГ плюс», 14.12.1996