Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...
16.12.2022
О развесистой клюкве и странницах, искавших храм Преображения Господня
Все началось в апреле 2002 года. В газете «Маяк» была опубликована моя статья «Вязниковские мученицы», повествующая о трагических страницах Серапионо-Алексеевской пустыни в годы гонений на Русскую Православную Церковь. При этом я допустил неточность, сопроводив статью фотографией церкви, которую назвал Преображенской. В действительности же это была Троицкая церковь. Но перед тем, как сделать эту ошибку, я долго изучал литографию И.А. Голышева с изображением Троицкой церкви и современную ее фотографию, сделанную в пятидесятые годы XX века.
При этом я обнаружил более десятка отличий в изображении церквей, и у меня зародилось сомнение: Троицкая ли это церковь, а, может быть, церковь Преображения Господня? Если ошибся, предполагал я, то меня поправят, и будет точно установлено, был ли построен Преображенский храм, или был заложен только фундамент? Таково было известное мне мнение краеведа, исследователя истории населенных мест Владимирской области Н.А. Померанцева и поддерживающего эту версию Д.А. Обидина.
Вот так и появилась неточность.
Спустя семь месяцев в «Маяке» была опубликована статья Д.А. Обидина «Развесистая клюква». В ней автор писал: «И наш «Маяк» становится невольной «жертвой» недобросовестных авторов, дающих в своих статьях неверные сведения и допускающих исторические и географические ошибки. Недавно редакция получила письмо краеведа Н.А. Померанцева, проживающего сейчас во Владимире, он приехал порыбачить в свои родные места, рядом с селом Станки. В своем письме тот пишет: «Подошли к нам две «странницы» и спрашивали, как пройти к Преображенскому храму. Но я не стал им говорить об этом, т.к. знал причину их «заблуждений». В газете «Маяк» была напечатана статья «Вязниковские мученицы», в которой автор дал фотографию не существовавшего никогда Преображенского храма. Дело в том, что, действительно, 21 июня 1915 года в Серапионовой пустыни произошла закладка храма во имя Преображения Господня, но шла война с Германией, а через два каких-то года грянул большевистский переворот, — храм так и остался только с выложенным фундаментом. Опубликованный снимок является видом известного Троицкого храма». И далее Д.А. Обидин продолжал: «Очень плохо, когда «авторы» ошибаются (это в основном приезжие люди, не родившиеся в наших местах)». Было чему удивляться!
Здесь надо остановиться на том, как я стал местным краеведом. 13 июня 1996 года Донат Андреевич пригласил меня на заседание местных краеведов, и я с удовольствием принял его приглашение. По окончании заседания он вручил мне открытку, в которой было сказано, что я принят в состав местных краеведов. Таково было начало. Надо сказать, что я занимался изучением несколько необычных вопросов, которые были связаны с политическими репрессиями. Смущало меня и то, что я «иноземец» и многого местного не знаю. Но Донат Андреевич сказал, чтобы я не смущался, он и другие краеведы мне всегда помогут. И действительно, он и Лев Иванович Аносов стали моими учителями, к которым я всегда обращался, с кем советовался. Поэтому появление «Развесистой клюквы» спустя семь месяцев после публикации «Вязниковских мучениц» меня весьма и весьма удивило. Я был очень озадачен. Что помешало моему учителю сказать о моей ошибке сразу же после публикации? Почему он так долго молчал и потом поступил так? Ведь сам же сопроводил свою «Клюкву» эпиграфом: «Человеку свойственно ошибаться». Говорят еще и так: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».
Ещё больше я был удивлен, когда узнал, что Донат Андреевич выслал мою публикацию Н.А. Померанцеву и попросил его выступить с критикой в мой адрес по поводу этой злосчастной ошибки. А тот написал редактору «Маяка» письмо «По следу неточности». Время идет, и, как говорится, все тайное становится явным. Стала известна подоплека публикации «Развесистая клюква». Она не обидела меня, но послужила толчком для того, чтобы доказать, что и автор, да и другие краеведы не моего уровня, и притом коренные местные, тоже ошибаются, и не в названии храма, а в большем, в том, что он не был построен.
Для этого мне пришлось основательно покопаться во Владимирских епархиальных ведомостях, имеющихся в библиотеке нашего исторического музея. Основной целью этих поисков были сведения о священнослужителях, подвергшихся репрессиям. Не пропускал я и того, что публиковалось о вязниковских храмах, и другие материалы, связанные с этой темой. В моем сознании гвоздем засела мысль, что я где-то встречал упоминание о двух храмах Серапионовой пустыни, принадлежавших женской обители. И я искал, находил много нового – и как-то связанного с темой поисков, и не связанного. Когда это складывалось вместе, вырисовалась новая картина истории Серапионовой пустыни. На поиски ушло более десяти лет, но они дали результат.
Была найдена опись церковного имущества Серапионо-Алексеевской общины, клировые ведомости, документы о строительстве храма.
Разыскал и живых свидетелей того времени. Например, дочь псаломщика Серапионовой пустыни Ольгу Степановну Изволенскую. О чем они поведали?
Опись составлена на 14 февраля 1920 года, подписана игуменьей Антонией, монахинями Августой, Софьей, приходским советом. Правильность описи заверена подписью председателя Рыловского волостного исполкома и его печатью за №381 от 27 апреля 1921 года. Речь в ней идет о двух церквях: «деревянной на каменном фундаменте» (построена тщанием купца А.Ф. Малинина в 1906 г. – Прим. авт.) и второй – «церковь новая каменная с такой же колокольнею». Как видим, речь идет о новой каменной церкви. Церковь Троицкая в пустыни была построена в 1828 году и к 1920 году уже никак не могла считаться новой. В описи также говорится о новом доме для священника. Построен он в 1916 г. В клировой же ведомости говорится и о новой сторожке, построенной тоже в 1916 г.
Священником пустыни был Н. Смирнов. А настоятелем Троицкого храма и духовником пустыни был А. Зверев. Из всего этого можно сделать вывод: новый каменный храм – это церковь Преображения Господня, он был построен, невзирая на Первую мировую войну и грянувший через два года большевистский переворот. Когда он был построен? Дату можно определить таким образом. Раз были построены в 1916 году дом для священника и сторожка, то в пределах 1916-1917 гг. Подтверждением этому косвенно служит перевод в 1916 году настоятельницы общины Серафимы настоятельницей Вязниковского Благовещенского женского монастыря. Принимая это во внимание, можно утверждать, что строительство храма в 1917 году было завершено, освятить его могли позднее.
28 августа 2003 года в Станках я имел встречу с дочерью последнего псаломщика Серапионовой пустыни Степана Александровича Изволенского Ольгой Степановной. Помогла мне в этом Инна Ивановна Елизарова. Беседа была долгой, в частности, Ольга Степановна поведала следующее о некоторых моментах, касающиеся пустыни: «Храм Преображения Господня был построен. Когда я была маленькой, мне было пять-шесть лет, то в красной церкви была несколько раз, церковь была очень красивою. Она была сложена из красного кирпича, ее так и будут называть – красной, очень красивая, внутри все сверкало от золота. Приходская, белая, Троицкая церковь по своему убранству не шла ни в какое сравнение с новой. Красная церковь стояла на бугре, как и Троицкая, их разделяла низина. Стояли они напротив друг друга. Однажды мать послала меня с узелком, гостинцами, в пустынь. Пришла к воротам, у калитки позвонила в колокольчик. Открыла монашенка, после чего вызвала игуменью. Вышла высокая, стройная женщина, голова покрыта черным платком. Территория общины была огорожена красивой изгородью. За ней церковь деревянная и каменная из красного кирпича. Мне несколько раз доводилось бывать в монастыре во время службы, видела я и настоятельницу Серафиму». (Ольга Степановна родилась в 1916 году и видеть Серафиму никак не могла. Скорее всего, она видела настоятельницу Антонию. – Прим. авт.).
По ее словам, храм закрыли в 1935 году (в этот год она закончила десятилетку и поступила в институт). Окна и двери были заложены кирпичом. Взорвали церковь после 1937 года. Ее родственник – Федор Евгеньевич Миронов – относит это событие к 1952-1956 гг. Взорвана она была на кирпич для строительства свинарника.
Настоятель Троицкого храма отец Антоний в 2009 г. говорил мне, что останки Преображенского храма хорошо видны, хорошо просматривается подвальное помещение.
О том, что храм взорван, можно судить по тому, как рухнули стены и верхняя часть храма, они разбросаны от центра здания.
В отношении Преображенской церкви профессор Ерофеев Ю.Н. позднее отослал меня к своей повести «Последние жители Серапионовой пустыни»: «Моя очередная встреча с Васягой состоялась только весной 1947 года. Васяга состоял сторожем при Троицкой церкви Серапионовой пустыни, «белой церкви», как их, построенные церкви, тогда различали – вторая церковь, «красная», из небеленого кирпича, состоявшая при бывшем женском монастыре, была уже в руинах и из-под земли высились обломки ее стен и куски искореженной арматуры».
Отсюда вывод: версия о том, что храм Преображения Господня не был построен по указанным Н.А Померанцевым и Д.А. Обидиным причинам, несостоятельна.
Выяснил я и то, почему в изображении церкви на литографии Н.А. Голышева и современной фотографии Троицкой церкви имелись множественные расхождения. Дело в том, что во времена Голышева у Троицкого храма была деревянная колокольня, стояла она отдельно от него. К концу XIX века она обветшала, прихожанами были собраны средства на строительство новой каменной, и в 1900 году она была построена. При этом колокольню возвели в связи с храмом. В результате этого произошло увеличение трапезы – внутреннего притвора, появились новые окна, изменилась форма крыши, в общем, изменился вид храма.
В 2011 году мне довелось посетить пустынь. Сразу же справа видно возвышение, и на нем среди зарослей бурьяна и молодых березок лежат груды красного кирпича. Весьма печальное зрелище, вызывающее щемящее чувство тоски. Взрыв развалил здание храма.
По его углам хорошо видны большие обломки стен, из некоторых торчат металлические стяжки, которые закладывались при строительстве здания. В переднем левом углу лежат две оконные решетки. По правой стороне хорошо видны каменная лестница, ведущая в подвальную часть храма, и арочный свод двери. Здание находится на холме, перед постройкой его еще подсыпали. Холм небольшой, и если отойти от остатков храма к озеру, то метров через 30 виден контур фундамента двухэтажного дома, сам фундамент не сохранился, видны только единичные кирпичи. На космическом снимке пустыни можно увидеть очертания двух фундаментов сестринских келий. Около одного из них стоит старый куст сирени, сохранился от былых времен.
Троицкий храм виден напротив, сначала над верхушками деревьев появляются только его главки, но при спуске в низину он появляется полностью. Раньше мне приходилось видеть его только на фотографиях.
Время и люди сделали многое для его разрушения, но уничтожить полностью не смогли. Настало время, и он возрождается. Пророчество архиепископа Алексия сбылось, в Серапионовой пустыни возрожден монастырь. Сдвиги в этом большие, сделано многое, восстановлены купола главной части и колокольни, крыша храма, но еще многое нужно сделать для его полного восстановления. Но уже звучат над пустынью его колокола. Нашлись неравнодушные люди, которые безвозмездно помогают восстанавливать храм, оказывают помощь пустынникам, и за это им большое спасибо. К сожалению, Бузиных, Малининых, Андрея Ленивого, пожертвовавшего в пользу богадельни 5000 рублей (не наших «деревянных») и 13 десятин 1560 кв. сажен земли, принадлежащих ему, в наше время не находится. А жаль. Оскудела Россия на таких людей.
Этой поездкой я поставил последнюю точку над и.
И, конечно, хотелось бы знать, на чём же всё-таки основывалось убеждённость уроженца тех мест Николая Александровича, что Преображенский храм не был построен?
Ю. ВАСИЩЕВ,
Вязники – Серапионова пустынь 2005 – 2011 гг.
Публикуется впервые.
Иллюстрации из архива автора.