В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение

18.01.2024

Епископ вязниковский Герман.Собор новомучеников и исповедников Российских

В воскресенье 4 февраля- Собор новомучеников и исповедников Российских.

Русская Православная Церковь празднует в этот день память новомучеников и исповедников Российских. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений, было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. В этот день в вязниковских храмах во время панихиды прозвучат имена вязниковцев, пострадавших за веру Христову, среди них: архиепископ Корнилий, епископы Амвросий, Василий, Иов, архимандриты Давид, Дмитрий, игуменья Серафима, мирянин Федор ….

В преддверие этого прославления сайт Вязник. Ру продолжает повествование о них.

«Кто испишет имена ваша!

Кто поведует миру вся претерпенная вами!»

Юрий Васищев

Страницы Горького века.

           Памяти Соловецких мучеников!

На Белом море, в устье Онежской губы, находятся шесть островов: самый большой из них – Соловецкий, чуть меньше Анзерский, затем Муксалама и Малая Муксалама, Большой и Малый Заяцкие острова. Это Соловецкий архипелаг. В давние времена стараниями Преподобных Германа, Зосимы и Савватия на них были основаны скиты, превратившиеся со временем в монастырь. Он станет северной твердыней духовной силы России. В 20-е годы нашего столетия на островах создается лагерь особого назначения.. В Спасо-Преображенском соборе, что на Соловецком острове, разместилось около 5000 человек, две трети из них – духовенство. Здесь томились и приняли мученический венец представители духовенства высшей иерархии и среди них…

Епископ вязниковский Герман

Но прежде, чем начать рассказ о нем, обратим свои взгляд к истории, чтобы получить некоторое представление о Соловках. В 14 веке острова принадлежали Марфе Посаднице (Борецкой). Первые насельники Герман, Зосима и Савватий образовали на Соловецком острове Савватиевский скит, положивший начало Зосимо-Савватиевскому монастырю. В монастыре воздвигнут Спасо-Преображенский собор, иногда его называют Кремль. В двенадцати верстах от монастыря находится высокая и узкая гора, получившая название Секирной. Старинное предание утверждает, что ангелы высекли на ней жену крестьянина, поселившегося на острове вопреки воле старцев. Это и послужило названию горы Секирной. На вершине горы находился скит усекновения главы Иоанна Предтечи с 2-х этажной церковью в два престола: верхнем – Вознесения, нижним – Чуда Архангела Михаила. На маковке купола горел маяк, освящая путь мореходам и тысячам богомольцев, стекающихся сюда со всех концов России. «И свет во тьме освещает, и тьма не объяла его». (Ин. 1, 5.).

Секирная гора станет в 20-м веке лобным местом, на ней разместят штрафной изолятор, где будут гноить узников. Всех приговоренных к ВМН расстреливали здесь…

На острове Анзер находился Троице-Анзерский скит, начало которому в 1616 году положил Преподобный Елеазар. Его труды продолжил, попавший в немилость и сосланный на остров, духовник Петра I. Он был пострижен на острове в мантию под именем Иова. Через девять лет он удостоился принять схиму с именем Иисуса, в честь Навина, царя Израильского. В шести верстах от Троицкого скита находится кругообразная гора с остроконечной вершиной. На ее вершине воздвигнут церковь во имя Распятия Иисуса Христа. Существует придание о том, что схимонах Иисус, ночевавший однажды на горе, во сне услышал голос Пречистой: «Отныне эта гора нарекается второй Голгофой, на вершине ее воздвигнется храм во имя распятого моего сына. Здесь имя Божие прославится мучениями за веру!». Скит получит название Голгофо-Распятского. В конце 20-х годов на Голгофе в тайне и закрытости содержалось духовенство высшей иерархии.

Про Соловки 1918-1920 гг. мало что известно. В 1921 году здесь организовалась сельскохозяйственная артель. К тому времени уже чекисты положили глаз на острова. В 1922 году сюда начинают свозить заключенных с материка. После этого и создается Соловецкий лагерь особого назначения. Его население разбивают на 14 рот — шестая, так называемая сторожевая рота-духовенства. В 1932 году управление лагерем переносится на материк и укрупняется, теперь оно носит название Управление Соловецким Карело-Мурманским исправительно-трудовыми лагерями (УСИКМИТЛ). Соловки в 1932 году его 4-е отделение. С 1932 года архипелаг переподчиняется Белбалтлагу, а при Ежове преобразуется в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), где осенью 1937 года проходят массовые расстрелы. Каторжные тракты потянулись от Соловков в сторону Ухты, Сыктывкара – первые Гулаговские метастазы, расползаются по северу, переходят Урал, заполняют Сибирь, Казахстан. Раковая опухоль на теле России.

 В 1939 году в связи с обострением русско-финских отношений Соловецкая тюрьма, как близкая к границе, перебрасывается на Новую Землю и в Норильск.В 1942-1945 годах на Соловки переводят школу юнг ВМФ. Учебные классы размещают в Савватиевском скиту.

По окончании войны острова некоторое время оставались ничейными, затем их делают закрытой зоной.В 1974 году на Соловецком острове учрежден историко-археологический и природный музей заповедник.В 1990 году Священный Синод благословил открытие Соловецкого Зосимо-Саввативеского ставропигального монастыря. Такова краткая история Соловецкого архипелага.

Возвратимся же к епископу Герману.

Ряшенцев Николай Степанович, родился 10 ноября 1876 года в городе Тамбове в семье купца второй гильдии. Его брат архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев).

В 1900 году окончил Тамбовскую гимназию, а в 1902 году поступает в Казанскую духовную академию. В 1904 году пострижен в мантию, через два года рукоположен в иеромонаха. В 1906 году он заканчивает духовную академию со степенью кандидата богословия и направляется преподавателем священного Писания в Псковскую Духовную семинарию. В 1912 году – ректор Вифанской Духовной семинарии. Совместно с епископом Феодором (Поздеевским) составил акафист св.бл.гв. князю Даниилу Московскому. 27 сентября 1919 года хиротонисан в епископа Волоколамского викария Московской епархии. В 1921 году он арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в городе Москве, его приговаривают к ссылке и отправляют в Тобольский край. Там он находится с июля 1922 года по август 1925 года, сначала в деревне Самарово, затем в деревне Чучелинская Юрта. В августе он возвращается из ссылки и поселяется в Москве, но не надолго. Уже в августе его арестовывают по делу митрополита Петра (Полянского), следствие тянется до мая 1926 года, все это время он содержится во внутренней тюрьме ОГПУ. 21 мая 1926 года приговор – три года ссылки, на этот раз в Кароколпакию, где он находиться до 26 июня 1928 года, в этот день его освобождают. 26 июня 1928 года он хиротонисан в епископа Вязниковского, викария Владимирской епархии. Служит в Вязниковском Казанском соборе. Он последний вязниковский епископ. Через год с небольшим красу и гордость Вязников – Казанский собор разрушат, снесут с лица земли. Крестный же путь епископа Германа, начавшийся в 1921 году не достиг еще и середины.14 декабря 1928 года его арестовывают в Вязниках и препровождают во Владимирскую тюрьму, обвинение – контрреволюционная пропаганда и агитация — ст.58-10. 17 мая 1929 года Особое совещание ОГПУ приговаривает его к трем годам концлагеря. С июля 1929 года по начало 1930 года Кемский лагерь Коми АССР. Шестого января его переводят в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь он попал в рыболовецкую артель (так называемую Филимонову рыболовную тоню), занимался починкой и плетением рыболовецких сетей. Судьба сталкивает его с яркой личностью – Владыкой Илларионом (Троицким) – членом Поместного Собора избравшего Патриарха Тихона. Архиепископ Илларион один из немногих оставшийся верным Святейшеству. В 1925 году его склоняли на путь компромисса. «Сгнию в остроге, но мнения своего не изменю» – твердо сказал он и вскоре был сослан на Соловки. Когда в 30-м году вспыхнула эпидемия тифа, он сумел отстоять волосы и бороды духовенства, как приличиствющие сану. Эпидемия была не шуточная, в Кремле лежали штабеля мертвых, в лесу рыли глубокие рвы и складывали в них ежедневно сотни трупов. Работая, в рыболовецкой артели Владыка, шутил: «Прежде Дух Святый из рыбаков творил богословов, а ныне богословов превращают в рыбаков». Однажды Владыка спас тонущего военкома Сухова. Ошеломленный чекист трижды перекрестился перед деревянным распятием, в которое всадил не одну пулю, и сквозь зубы процедил спасителю: «Молчи, а то в карцере сгною, день то нынче знаешь какой – страстная суббота».

 В конце января епископ Герман заболел тифом, болел в течение двух с половиной месяцев. Болезнь тяжело отразилась на состоянии его здоровья, в конце 1930 года его вместе со стариками и калеками комиссуют (списывают) и вывозят из Соловецкого лагеря, на положении ссыльного он находится в 60 верстах от города Кемь. С мая 1931 года по февраль 1933 года ему постоянно меняют место ссылки: г. Котлас, Великий Устюг, село Деревянское под Сыктывкаром, село Вочь, Усть Кулом Зырянского края.

В декабре 1933 года ему дают разрешение на поездку в город Арзамас, едет туда через Москву, где имеет беседу с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием Страгородским. Неизвестно, что предлагалось ему на этой встрече, можно предполагать, что его склоняли к компромиссу, который он не принял.

Подтверждением этому предположению служит то, что уже в феврале 1934 года он снова в заключении. И новая ссылка в село Кочион под Сыктывкаром.. 23 февраля 1937 года арестован в Сыктывкаре, заключен в дом предварительного заключения НКВД Коми АССР. 13 сентября 1937 года тройкой УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 приговорен к расстрелу. 15 сентября 1937 года расстрелян в Сыктывкаре. Место захоронения город Сыктывкар.

Канонизация. Священномученик епископ Герман (Ряшенцев).

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, определение от 6 октября 2001г. По представению Сыктывкарской епархии.
Дни памяти:

1 Собор новомучеников и исповедников Российских.Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02.

2. Старый стиль 02.09 .Новый стиль 15.09.
День мученической кончины 15.07(1937г.) .

Таков жизненный путь епископа Вязниковского Германа. На Соловках вместе с ним томился протопресвитер Михаил Польских. Он вышел из лагерного ада живым и всю жизнь собирал сведения об убиенных безбожниками духовных лиц. В результате этого на свет появилась его, не имеющая себе равных книга «Новые мученики Российские» в 2-х томах.

Юрий Васищев

Похожие новости
Вязниковский сайт Вязник.ру продолжает знакомить вязниковцев с книгой Юрия Васищева «Страницы горького века». Время день за днем неумолимо о...
Глава вторая. Вязниковские мученики. Вязниковским священникам, погибшим в годы гонений на Русскую Православную Церковь, посвящается.

Вязниковский сайт Вязник.ру продолжает знакомить вязниковцев с книгой Юрия Васищева «Страницы горького века». Время день за днем неумолимо о...