В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение

18.01.2024

Епископ вязниковский Герман.Собор новомучеников и исповедников Российских

В воскресенье 4 февраля- Собор новомучеников и исповедников Российских.

Русская Православная Церковь празднует в этот день память новомучеников и исповедников Российских. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений, было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. В этот день в вязниковских храмах во время панихиды прозвучат имена вязниковцев, пострадавших за веру Христову, среди них: архиепископ Корнилий, епископы Амвросий, Василий, Иов, архимандриты Давид, Дмитрий, игуменья Серафима, мирянин Федор ….

В преддверие этого прославления сайт Вязник. Ру продолжает повествование о них.

«Кто испишет имена ваша!

Кто поведует миру вся претерпенная вами!»

Юрий Васищев

Страницы Горького века.

           Памяти Соловецких мучеников!

На Белом море, в устье Онежской губы, находятся шесть островов: самый большой из них – Соловецкий, чуть меньше Анзерский, затем Муксалама и Малая Муксалама, Большой и Малый Заяцкие острова. Это Соловецкий архипелаг. В давние времена стараниями Преподобных Германа, Зосимы и Савватия на них были основаны скиты, превратившиеся со временем в монастырь. Он станет северной твердыней духовной силы России. В 20-е годы нашего столетия на островах создается лагерь особого назначения.. В Спасо-Преображенском соборе, что на Соловецком острове, разместилось около 5000 человек, две трети из них – духовенство. Здесь томились и приняли мученический венец представители духовенства высшей иерархии и среди них…

Епископ вязниковский Герман

Но прежде, чем начать рассказ о нем, обратим свои взгляд к истории, чтобы получить некоторое представление о Соловках. В 14 веке острова принадлежали Марфе Посаднице (Борецкой). Первые насельники Герман, Зосима и Савватий образовали на Соловецком острове Савватиевский скит, положивший начало Зосимо-Савватиевскому монастырю. В монастыре воздвигнут Спасо-Преображенский собор, иногда его называют Кремль. В двенадцати верстах от монастыря находится высокая и узкая гора, получившая название Секирной. Старинное предание утверждает, что ангелы высекли на ней жену крестьянина, поселившегося на острове вопреки воле старцев. Это и послужило названию горы Секирной. На вершине горы находился скит усекновения главы Иоанна Предтечи с 2-х этажной церковью в два престола: верхнем – Вознесения, нижним – Чуда Архангела Михаила. На маковке купола горел маяк, освящая путь мореходам и тысячам богомольцев, стекающихся сюда со всех концов России. «И свет во тьме освещает, и тьма не объяла его». (Ин. 1, 5.).

Секирная гора станет в 20-м веке лобным местом, на ней разместят штрафной изолятор, где будут гноить узников. Всех приговоренных к ВМН расстреливали здесь…

На острове Анзер находился Троице-Анзерский скит, начало которому в 1616 году положил Преподобный Елеазар. Его труды продолжил, попавший в немилость и сосланный на остров, духовник Петра I. Он был пострижен на острове в мантию под именем Иова. Через девять лет он удостоился принять схиму с именем Иисуса, в честь Навина, царя Израильского. В шести верстах от Троицкого скита находится кругообразная гора с остроконечной вершиной. На ее вершине воздвигнут церковь во имя Распятия Иисуса Христа. Существует придание о том, что схимонах Иисус, ночевавший однажды на горе, во сне услышал голос Пречистой: «Отныне эта гора нарекается второй Голгофой, на вершине ее воздвигнется храм во имя распятого моего сына. Здесь имя Божие прославится мучениями за веру!». Скит получит название Голгофо-Распятского. В конце 20-х годов на Голгофе в тайне и закрытости содержалось духовенство высшей иерархии.

Про Соловки 1918-1920 гг. мало что известно. В 1921 году здесь организовалась сельскохозяйственная артель. К тому времени уже чекисты положили глаз на острова. В 1922 году сюда начинают свозить заключенных с материка. После этого и создается Соловецкий лагерь особого назначения. Его население разбивают на 14 рот — шестая, так называемая сторожевая рота-духовенства. В 1932 году управление лагерем переносится на материк и укрупняется, теперь оно носит название Управление Соловецким Карело-Мурманским исправительно-трудовыми лагерями (УСИКМИТЛ). Соловки в 1932 году его 4-е отделение. С 1932 года архипелаг переподчиняется Белбалтлагу, а при Ежове преобразуется в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), где осенью 1937 года проходят массовые расстрелы. Каторжные тракты потянулись от Соловков в сторону Ухты, Сыктывкара – первые Гулаговские метастазы, расползаются по северу, переходят Урал, заполняют Сибирь, Казахстан. Раковая опухоль на теле России.

 В 1939 году в связи с обострением русско-финских отношений Соловецкая тюрьма, как близкая к границе, перебрасывается на Новую Землю и в Норильск.В 1942-1945 годах на Соловки переводят школу юнг ВМФ. Учебные классы размещают в Савватиевском скиту.

По окончании войны острова некоторое время оставались ничейными, затем их делают закрытой зоной.В 1974 году на Соловецком острове учрежден историко-археологический и природный музей заповедник.В 1990 году Священный Синод благословил открытие Соловецкого Зосимо-Саввативеского ставропигального монастыря. Такова краткая история Соловецкого архипелага.

Возвратимся же к епископу Герману.

Ряшенцев Николай Степанович, родился 10 ноября 1876 года в городе Тамбове в семье купца второй гильдии. Его брат архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев).

В 1900 году окончил Тамбовскую гимназию, а в 1902 году поступает в Казанскую духовную академию. В 1904 году пострижен в мантию, через два года рукоположен в иеромонаха. В 1906 году он заканчивает духовную академию со степенью кандидата богословия и направляется преподавателем священного Писания в Псковскую Духовную семинарию. В 1912 году – ректор Вифанской Духовной семинарии. Совместно с епископом Феодором (Поздеевским) составил акафист св.бл.гв. князю Даниилу Московскому. 27 сентября 1919 года хиротонисан в епископа Волоколамского викария Московской епархии. В 1921 году он арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в городе Москве, его приговаривают к ссылке и отправляют в Тобольский край. Там он находится с июля 1922 года по август 1925 года, сначала в деревне Самарово, затем в деревне Чучелинская Юрта. В августе он возвращается из ссылки и поселяется в Москве, но не надолго. Уже в августе его арестовывают по делу митрополита Петра (Полянского), следствие тянется до мая 1926 года, все это время он содержится во внутренней тюрьме ОГПУ. 21 мая 1926 года приговор – три года ссылки, на этот раз в Кароколпакию, где он находиться до 26 июня 1928 года, в этот день его освобождают. 26 июня 1928 года он хиротонисан в епископа Вязниковского, викария Владимирской епархии. Служит в Вязниковском Казанском соборе. Он последний вязниковский епископ. Через год с небольшим красу и гордость Вязников – Казанский собор разрушат, снесут с лица земли. Крестный же путь епископа Германа, начавшийся в 1921 году не достиг еще и середины.14 декабря 1928 года его арестовывают в Вязниках и препровождают во Владимирскую тюрьму, обвинение – контрреволюционная пропаганда и агитация — ст.58-10. 17 мая 1929 года Особое совещание ОГПУ приговаривает его к трем годам концлагеря. С июля 1929 года по начало 1930 года Кемский лагерь Коми АССР. Шестого января его переводят в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь он попал в рыболовецкую артель (так называемую Филимонову рыболовную тоню), занимался починкой и плетением рыболовецких сетей. Судьба сталкивает его с яркой личностью – Владыкой Илларионом (Троицким) – членом Поместного Собора избравшего Патриарха Тихона. Архиепископ Илларион один из немногих оставшийся верным Святейшеству. В 1925 году его склоняли на путь компромисса. «Сгнию в остроге, но мнения своего не изменю» – твердо сказал он и вскоре был сослан на Соловки. Когда в 30-м году вспыхнула эпидемия тифа, он сумел отстоять волосы и бороды духовенства, как приличиствющие сану. Эпидемия была не шуточная, в Кремле лежали штабеля мертвых, в лесу рыли глубокие рвы и складывали в них ежедневно сотни трупов. Работая, в рыболовецкой артели Владыка, шутил: «Прежде Дух Святый из рыбаков творил богословов, а ныне богословов превращают в рыбаков». Однажды Владыка спас тонущего военкома Сухова. Ошеломленный чекист трижды перекрестился перед деревянным распятием, в которое всадил не одну пулю, и сквозь зубы процедил спасителю: «Молчи, а то в карцере сгною, день то нынче знаешь какой – страстная суббота».

 В конце января епископ Герман заболел тифом, болел в течение двух с половиной месяцев. Болезнь тяжело отразилась на состоянии его здоровья, в конце 1930 года его вместе со стариками и калеками комиссуют (списывают) и вывозят из Соловецкого лагеря, на положении ссыльного он находится в 60 верстах от города Кемь. С мая 1931 года по февраль 1933 года ему постоянно меняют место ссылки: г. Котлас, Великий Устюг, село Деревянское под Сыктывкаром, село Вочь, Усть Кулом Зырянского края.

В декабре 1933 года ему дают разрешение на поездку в город Арзамас, едет туда через Москву, где имеет беседу с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием Страгородским. Неизвестно, что предлагалось ему на этой встрече, можно предполагать, что его склоняли к компромиссу, который он не принял.

Подтверждением этому предположению служит то, что уже в феврале 1934 года он снова в заключении. И новая ссылка в село Кочион под Сыктывкаром.. 23 февраля 1937 года арестован в Сыктывкаре, заключен в дом предварительного заключения НКВД Коми АССР. 13 сентября 1937 года тройкой УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 приговорен к расстрелу. 15 сентября 1937 года расстрелян в Сыктывкаре. Место захоронения город Сыктывкар.

Канонизация. Священномученик епископ Герман (Ряшенцев).

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, определение от 6 октября 2001г. По представению Сыктывкарской епархии.
Дни памяти:

1 Собор новомучеников и исповедников Российских.Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02.

2. Старый стиль 02.09 .Новый стиль 15.09.
День мученической кончины 15.07(1937г.) .

Таков жизненный путь епископа Вязниковского Германа. На Соловках вместе с ним томился протопресвитер Михаил Польских. Он вышел из лагерного ада живым и всю жизнь собирал сведения об убиенных безбожниками духовных лиц. В результате этого на свет появилась его, не имеющая себе равных книга «Новые мученики Российские» в 2-х томах.

Юрий Васищев

Похожие новости
Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...
Гибнет дом Штарёвых

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...