В старину мужиков, которые что-то мастерили из лозы, называли «вязниками». Отсюда и название города - Вязники.

Последние коментарии

Эта новость из рубрик: Краеведение

03.08.2022

За что в советской газете «мстеряков» ругали

В очередном выпуске нашей постоянной краеведческой рубрики мы предлагаем читателям «Вязника» посетить Мстёру начала прошлого века и взглянуть на неё глазами советских граждан. В сентябре 1925 года в газете «Призыв» был опубликован очерк Александра Шульпина «Мстерское». Писатель за что-то остро невзлюбил жителей посёлка. Возможно, за то, что они, по его утверждению, «газету не читают, не любят». А может, время было такое, и мстёрский жизненный уклад оказался чужд делу революции. Итак, слово автору (орфография и пунктуация источника сохранены. – Прим. ред.):

«Мне думается, что нет такого уголка во всей нашей республике, где бы не знали о Мстере.

Мстере, пишущей богов.

Мстере, выращивающей лук в детскую голову.

Мстере, съедающей рыбу сазан в неимоверном количестве.

Последнее можно и вычеркнуть. То было давным-давно. Ещё при князьях Ромодановских, когда они мстеряка продавали другим сиятельным владетелям поместий за 130 целкачей. Теперь мстеряк сазана не употребляет, но кличку «сазанника» продолжает носить.

Зато первое – иконы, лук здравствуют и поныне. Здравствуют. А слава, бываташная слава, меркнет. Сейчас о Мстере мало говорят. Раньше книги писали. Сейчас Мстера неинтересна.

Обитатели Мстеры – высокопробные обыватели, укрывшиеся по своим хатам за тюлевые, гладьевые занавески. Мстеряк ничем не интересуется и чувствует себя спокойно. О куске хлеба заботиться? Вот ерунда, когда бабы, дочери с утра до вечера гнут спины над полотном, вышивая гладью на московские магазины женское белье, платье. Вот ерунда – тридцать рублей выгонят в месяц и… хорошо. Мужик в Мстере сейчас на иждивении бабы. И он спокоен.

А главное больше уж не мерещится смена власти. Мстера знает, что советская власть навсегда осела в России и он стал верить в это и смирился с этим.

— По нам хоть черт. Лишь было бы спокойно.

Мстеряк ой как не любит потрясений!.. Он хорошо помнит первые дни революции. И, разговорившись случайно с вами, он будет просить:

— Если возможно, то не делайте таких потрясений. Зачем нам мировая революция, когда и так хорошо. Человеку не так уж много надо: кусок хлеба и спокой.

Мне вспоминаются годы гражданской войны, когда мстеряк, выбитый из колеи выстрелами где-то там за тысячу вёрст от него, бредил смертью, нашествием японцев, немцев французов…

Помню, как в один субботний день, когда в Мстере топятся у всех бани, я был свидетелем такой картины. На одной из улиц стоял голый человек. С бороды ручьями стекала вода. А от тела, распаренного в бане, шел пар. Человек взлягивал ногами, орал…

— Японцы наступают…

Сгрудились мстеряки, встревоженные криком человека.

— Где?

— Где?

— Из Шуи японцы наступают – не унимаясь орал человек и продолжая взлягивать ногами.

Прислушались. Со стороны Шуи доносились взрывы.

Кто-то из сгрудившихся крикнул:

— Пни взрывают, а они японцы…

Не поверили. А человек продолжал орать и взлягивать.

Ушли те дни.

Мстеряк сейчас спокоен.

Утром проснётся – завтрак готов. После завтрака на базар, хотя на базаре ни души… Ничего. Сейчас придёт сосед, знакомый с другой улицы. Соберется грудка людей. Ну, вот, и можно будет посудачить. А к обеду около лавок частных торгашей можно и сразиться в «козла», в «подкидного».

Вы пройдите перед обедом базаром и встретите не одну кучку людей, усевшихся чуть ли не на голой земле и режущихся в карты.

В Мстере «подкидной» и «козел» в каждом доме и перед каждым домом. В «козла», «подкидного» играет и сопливый мальчуган, и старик, не сегодня-завтра отправляющийся в «лоно праотцев».

По вечерам мстеряк собирается у избранных хат, у тех хат, у которых раньше сидели и вели беседы их отцы, деды. На каждой улице есть такая изба и у этих изб по вечерам кучки рассевшихся по лавочкам мстеряков.

Разговор больше всего идет об огородах, о бабах, идет и на «текущий момент». Но мало. В Мстере газету не читают, не любят.

— Много врут в газетах – говорит мстеряк.

— Вот он почтёт теперь «Мстерское» и скажет:

— Все врут. Я не такой…

Поверьте, такой.

В Мстере тихо, спокойно, как тих и спокоен мстеряк.

Мстеряк по уши в обывательщине и ему из неё не выбраться.

Дети подрастут и будут смеяться над своими отцами. Дети вырастут, вырастут другими.

За тюлевыми, гладьевыми занавесками растет новое, новое тянется к трубе и барабану.

Дети будут смеяться над отцами…»

Обратите внимание на подпись к заметке. «Вязник. у.» Почти как наш сайт «Вязник.ру».

Теперь, столетие спустя, мы можем судить, насколько справедлив был автор «Призыва». Мстёра ныне – украшение вязниковской земли, а её жители уж точно не смеются над своими предками.

Подготовил Антон АГЕЕВ,

Фото мстёрского сазана Владимира Шалаева с ресурса «tourister.ru».

Похожие новости
Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...
Кто же такие «Калдаши»?

Кроме жителей близлежащих деревень на Ярцевскую фабрику приходилось завозить рабочую силу, так как объёмы производства постоянно росли. Было...

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...
Мысли вслух

В Вязниках на Соборной площади находился церковный комплекс, состоящий из: -Казанского Богородицкого(холодного) собора; -Соборного храма во ...

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...
Некрасова мы Мурому не отдадим!

Не скрою с каким огромным удовольствием я прочитал в «Районке» настоящий шедевр поисковой работы, поднимающий на невиданно высокий уровень и...

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...
Гибнет дом Штарёвых

Главе администрации Вязниковского района И.В.Зинину от Вязниковского филиала краеведов. Уважаемый Игорь Владимирович! Краеведы города Вязник...