Так ожидаемая или неожиданная весть пришла на вязниковскую землю субботним вечером? В этот день в Москве состоялся XXII съезд партии «Единая...
17.11.2022
Зачем они оправдывают строительство новой школы?
Строительство новой школы на улице Владимирской города Вязники – событие нерядовое и неслучайно привлекает внимание региональных СМИ. На днях стройку посетили областные телевизионщики и выпустили новостной сюжет, который нуждается в немедленном разборе. Журналистов винить не за что, люди они иногородние и вынуждены черпать воду из официальных источников. Вот только для вязниковцев водица эта кажется с душком, а весь телерепортаж выглядит попыткой оправдать многомилионную стройку. Поехали!
О странном выборе места строительства «храма знаний» – прямо на территории, впритык к зданию бывшей СОШ №11 – авторы «Вязника» писали неоднократно. Опросы местных жителей показывали: новую школу нужно строить не на Севере, где учебных мест достаточно (у одной только СОШ №9 целых три корпуса!), а в Толмачёве. Кстати, и Генпланом города Вязники строительство новой школы предусмотрено именно в Толмачёве, но власти почему-то решили поступить иначе. Вопреки желаниям жителей (и неподдающейся просчёту логике) котлован под фундамент начали рыть на Владимирской.
Ну, раз начали, так стройте спокойно! А мы дождёмся сроков окончания строительства и посмотрим, на что были потрачены полмиллиарда с лишним рублей. Зачем сейчас-то гарцевать по строительному полигону и нести на камеры детский лепет? Перед кем и за что, господа, оправдываетесь?!
Главным действующим лицом постановки, вероятно, следует назвать начальника управления образования Галину Рогову. Она несколько раз появлялась в кадре, а корреспондент говорил, ссылаясь на её слова, точно на непреложную истину. Цитируем: «Галина Рогова рассказывает: в последний раз в Вязниках школу открывали полвека назад. Нехватка учебных мест острая». И Галина Александровна тут же подхватывает: «У нас было несколько зданий школ, которые не выдерживали никакой критики даже по конструктиву своему строительному. Постройка их была – 1935-1937 год!»
Слова начальника управления образования, мягко скажем, неточны. В последний раз школу в Вязниках открывали не полвека назад, а всего лишь 40 лет. Здание СОШ №9 на Стахановской было построено и введено в эксплуатацию в 1982 году. А какие школы, построенные аж в 30-х годах прошлого века, Галина Александровна имеет в виду – понять и вовсе затруднительно. Весь юмор в том, что ни одна школа в Вязниках не была построена в 30-е годы прошлого века! Эти здания строились или ещё в царское время (например, СОШ №2) или в послевоенные годы – как специализированные учебные заведения.
Но как звучит! Сюжет прямо-таки вдалбливает мысль, что новая школа стала спасением для вязниковских школьников, вынужденных учиться в древних (и наверняка аварийных!) постройках 30-х годов! И никакого вам мошенничества – простая телевизионная магия.
Дальше – больше. Галина Рогова жестом профессионального иллюзиониста извлекает из рукава второй «козырь»: «Во вторую смену у нас обучалось сначала около 500 человек, поэтому и проект нашей школы составлен на количество обучающихся 500 человек». Оказывается, новую школу на Владимирской строят для того, чтобы уйти от обучения во вторую смену. На эту же тему рассуждает и корреспондент: «В девятой школе – рядом со стройплощадкой – дети пока занимаются в две смены. Даже младшеклассники. Всего учеников – тысяча двести. Школа перегружена. Параллелей – до буквы «Е». Кабинетов даже в двух корпусах не хватает».
Давайте смотреть по пунктам. Ещё в 2016 году в «Пояснительной записке к Генплану Вязников» было указано, что вторая смена в нашем городе ликвидирована: «Занятия во всех образовательных учреждениях проводятся в 1 смену, что соответствует подпункту 26 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 года». Эти сведения брались не с потолка, их, вне всякого сомнения, предоставляло наше управление образования: «Не смотря на сокращение числа школьных образовательных учреждений число мест, значительно превышает число учащихся, так в 2016 году на 1 место приходилось 0,68 ученика. То есть образовательные учреждения использованы только на 67,7%».
Откуда тогда сегодня взялась острая нехватка учебных мест? Изменились нормативы площади на одного ученика? Или в Вязниках произошёл демографический бум, и в следующем году сотни и тысячи первоклашек ринутся в школьные двери? Почему при прочих равных в 2016 году второй смены не было, а в 2022 году – есть? Вопрос, на который, дорогая Галина Александровна, вязниковцам хотелось бы услышать вразумительный ответ.
Ну хорошо, предположим, что-то случилось, учеников внезапно стало больше (хотя бы в одном конкретном районе – на Севере), но как строительство школы на 500 мест поможет уйти от второй смены, если одновременно с введением в эксплуатацию нового здания будет закрыта бывшая СОШ №11? Там ведь тоже обучается несколько сотен человек. Получится, что в количественном соотношении «ребёнок-место» ничего, в сущности, не поменяется. Пятьсот новых мест появится, но и несколько сотен старых будет ликвидировано. Логика Роговой кажется очень странной.
Ещё «страньше», как говаривала Алиса в Стране Чудес, становится, когда начинаешь анализировать цифру в 1200 учеников, которым, как следует из закадрового текста, не хватает места в двух корпусах СОШ №9. Во-первых, корпусов у школы три, и почему сегодня молчат про здание на улице Свердлова – загадка. Во-вторых, один только первый корпус СОШ №9 на улице Стахановской строился как раз из расчёта примерно 1200 учеников (на 1176 школьников, если быть точным), которые будут заниматься в две смены.
Вновь обратимся к Генплану. Сегодня у нас уже есть одно здание на 1176 мест (1-й корпус на Стахановской), другое – на 622 (2-й корпус на Владимирской), и третье – на 255. Получается 2053 учебных места. И учеников 1200. Ну и как при такой арифметике может не хватать помещений для организации занятий в одну смену? Не в количестве зданий, значит, дело, а в чём-то ещё. Например, в неумении организовать образовательный процесс.
И по-прежнему непонятно, как строительство школы на 500 человек взамен школы на 622 ученика увеличит количество мест для обучения.
Словом, поведанное нам Галиной Роговой в телесюжете областного телевидения мало стыкуется с реальностью и не выдерживает никакой критики. Почему нельзя было сказать просто: нам нужна новая школа, так как старые здания требуют постоянного ухода и затрат на ежегодный ремонт? И детям приятнее будет заниматься в современных кабинетах. Зачем городить непонятное? Вот что бы Вы сами, Галина Александровна, поставили своему ученику за такой ответ у доски? Если бы он начал путаться в цифрах, датах, оправдываться и натягивать сову на глобус? Неуд?
Константин ПРАВДОРУБОВ.
Кадры из сюжета владимирского телевидения.