Виноградов Евгений Михайлович Мы любим тебя, Ярцево! Владимир Калейдоскоп, 2024. – 92 с. В свет вышла очередная книга, хорошо знакомого вя...
17.06.2021
По законам заречной зоны
Наш корреспондент побывал в вязниковском заречье и выяснил отношение местных жителей к ужесточению режима посещения Клязьминско-Лухского заказника и иных особо охраняемых природных территорий
Грусть на фоне живописной природы
Вязниковское заречье можно смело называть одним из самых депрессивных уголков нашей малой родины. Территория, где некогда располагались десятки крупных населённых пунктов, проживали многие тысячи земляков, работали крупные сельскохозяйственные предприятия, развивалось промышленное производство, а по железным дорогам (да-да, были там и такие!) ходили мотовозы, с каждым годом всё больше приходит в упадок.
Нет, заречье пока не обезлюдело. Там ещё остаются старики, люди, обеими руками вцепившиеся в родовую землю, да те, кому просто некуда деться. Они могут вынести многое – весенний разлив Клязьмы, на несколько недель отрезающий жителей заречья от «большой земли»; отсутствие работы, досуговых центров, магазинов… Приезжает раз в две недели продуктовая автолавка – и за то спасибо!
«Зато какая у нас природа!» – утешали себя зареченцы. Край карстовых озёр и пойменных лугов, хвойных лесов и дубрав словно сошёл с картин великих живописцев и воплотился в реальность. Но именно эта красота сыграла с жителями злую шутку. Сначала здесь появились ботанические заказники, со временем они стали комплексными, буферная зона заказников серьёзно расширилась, а в последние годы власти кардинально ужесточили режим посещения этих особо охраняемых природных территорий. В связи с введёнными ограничениями жители заречья стали испытывать серьёзные неудобства, они возмущались и негодовали, но разве их кто-то услышал?
Зубры и выхухоли захватили четверть района
Впрочем, это всё лирика, пора переходить к фактам. В Вязниковском районе находятся три заказника – Левобережный (площадью 2100 га), Клязьмиский береговой (3000 га) и самый крупный и известный – Клязьминско-Лухский (площадью 43450 га). И это не считая отдельных «запретных» объектов – рощ, родников и так далее.
Заказники были созданы ещё в 80-90-е годы прошлого века, но реорганизация их началась сравнительно недавно, когда только что созданная Дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области приступила к работе. К делу сотрудники дирекции ООТП подошли, что и говорить, рьяно. Так, охранная (буферная) зона Клязьминско-Лухского заказника увеличилась в 10 раз, а режим его посещения серьёзно ужесточился.
Внимание: сегодня особо охраняемые природные территории составляют 25% (!) общей площади района. В то время как средний показатель по Владимирской области — 12%, в Нижегородской – 6%, а в Ивановской – около 4%.
Вдумайтесь: 25%! Может быть, пора уже признать зубров, чёрных аистов и прочих редких представителей фауны доминирующим населением Вязниковского района, а всем выхухолям выдать бюллетени и отправить на избирательные участки? Пусть голосуют за тех, кто отдаёт им в безраздельное пользование огромные территории, ущемляя права проживающих там людей!
Если не посодействовали, то уж точно не препятствовали в введении строгого режима известные всем люди: Владимир Лопухов, Игорь Зинин и тогда ещё глава МО «Город Вязники», а ныне депутат ЗС Роман Кавинов. Неудивительно, что последнего фигуранта жители заречья (входящего, кстати, в состав городского муниципального образования) поминают недобрым словом. Спасибо, земляк, за всё!
Итак, сегодня на огромной части вязниковского заречья (см. фото) запрещены проезд и остановка автотранспорта вне специально установленных дорог; хозяйственная деятельность, способная оказать вредное воздействие на животный и растительный мир (имеется в виду, например, сенокос); промышленная заготовка грибов и ягод… И как прикажете быть зареченцам, которые, можно сказать, привыкли жить дарами леса? Которые в силу отсутствия нормальной работы всё лето кормили комаров в лесу, чтобы сдать собранные грибы и ягоды перекупщикам и на вырученные деньги протянуть до следующего лета?
Что и говорить, по некоторым параметрам наш региональный заказник обгоняет даже федеральные, правила там едва ли не такие суровые, как в заповедниках.
Штрафуют направо и налево
Режим посещения Клязьминско-Лухского заказника ужесточили довольно давно, если не изменяет память, году в 2012. В соответствии с федеральным законом реорганизацию таких территорий должны обсуждать с местным населением, но на тот момент, похоже, никто мнения вязниковцев не учитывал. Иначе как объяснить тот факт, что проект обсуждают до сих пор?! Несколько лет назад сам был на публичных слушаниях по вопросу заказника, а в прошлом году в администрации, по слухам, опять собирали жителей заречья… Ну никак не удаётся убедить земляков, что запреты и ограничения для них – высшее благо!
И если несколько лет назад режим заказника соблюдался лишь на бумаге, никого особо не волнуя и не беспокоя, то теперь передвигаться по заречным дорогам стало небезопасно. Вязниковцы рассказывают и о фотоловушках, и о суровых инспекторах, и о штрафах…
Никто не говорит о том, что редких, исчезающих, краснокнижных птиц и зверей не следует охранять. Живут в Вязниковском районе зубры? Замечательно! Вот только территория в 43 с лишним тысячи гектаров для нескольких десятков особей кажется как-то чересчур большой. Тем паче, что лесные коровы не уходят далеко от кормушки. Именно к месту прикормки проложен экомаршрут, именно там их фотографируют туристы.
Такого же мнения придерживается и староста деревни Большие Удолы Вячеслав Максимов. Он категорически против введённых на территории заказника ограничений и не знает ни одного зареченца (староста специально опросил жителей Малых Удол, Заборочья и прочих населённых пунктов), который высказался бы положительно по этому поводу.
Другие жители заречья попросили не называть их фамилии, так как боятся гнева со стороны вязниковской администрации.
Словом, от ужесточения посещения заказника теперь мучаются все – и местные жители, и грибники, и охотники, и рыболовы… Вот удивительно: в перспективе даже туристы пострадают. Не так уж много мест в Вязниковском районе, которые действительно могут привлечь иногородних гостей, и заречье – одно из них. (Ну не на развалины же льнопрядильных предприятий и ткацких фабрик дорогих гостей везти?!) Но там, где можно было бы создать удивительные условия для отдыха на лоне уникальной природы, ныне проложена одна-единственная тропа в зубрятник. И та не вязниковскими руками.
Константин ПРАВДОРУБОВ.