Всё-таки весёлая и оптимистичная в Вязниках наша родная газета «Районка». Прочитаешь её — и жить хочется. И не где-то в России, а имен...
08.04.2022
«Экстремальная кулинария» по-вязниковски
Отсутствие средств к существованию и даже продуктов питания – вовсе не повод тушить свет. Человек порой способен выживать в нечеловеческих условиях и насыщаться тем, что и есть, казалось бы, нельзя. В этом был убеждён автор книги «Экстремальная кулинария или Как прожить без денег с помощью русской кухни» – краевед, журналист и исследователь из Вязников Владимирской области В.Р. Цыплёв.
Внимание! Автор статьи настоятельно рекомендует не экспериментировать на собственном здоровье!
С Владимиром Рэмовичем мне доводилось неоднократно общаться, и хотя друзьями (в силу объективных причин) мы никогда не были, но добрыми знакомыми – вполне. В нём всегда поражали две черты: нестандартный образ мышления и самоирония глубочайшая самоирония (признак, безусловно, зрелого и сильного человека). Владимир Цыплёв жил весьма небогато и не стыдился этого, все свои силы направляя не на получение материальных благ, а на написание исторических и краеведческих статей, в равной степени сочетающих в себе серьёзный научный и вольный журналистский подходы.
Так получилось и с «Экстремальной кулинарией», многие рецепты для которой Владимир Рэмович собрал во время путешествий по глухим российских уголкам, записывая со слов старожилов. В предисловии к изданию доктор филологических наук Николай Морохин отмечает: «Конечно, обидно, что там не пользуются до сих пор многими из привычных для горожан благ цивилизации, грустно от того, что понимаешь: в памяти эти рекомендации хранятся из-за того, что чуть ли не на генетическом уровне живо там чувство неопределенной тревоги за завтрашний день. Но объективно сельские жители оказываются в результате куда жизнеспособней тех, кто живет в городах, особенно — случись что. <…> легко, талантливо и оптимистично написана и эта книга. Наверное, только так и можно писать книги, весьма грустные по своему глубокому смыслу».
Ну что, приступим к чтению? Владимир Рэмович «во первых строках» спешит сообщить, что «все рецепты абсолютно безопасны, а иные даже целебны». Оснований не верить автору нет никаких, похоже, что краевед лично готовил данные «яства» и употреблял их в пищу. Чего стоит только его рассказ о том, как в голодные студенческие годы он отыскал мешок муки и напёк блинов: странных, жёстких, хрустящих… Под горячий чай вместе с товарищами он умял несколько штук и только потом узнал, что это была не мука, а грунтовка… Выжил, конечно, и даже не заболел. Но всё же я рекомендовал бы воздержаться от претворения написанного Цыплёвым в жизнь. Для этого надо иметь крепкий здоровый желудок — как минимум.
Однако в минуту крайней нужды «Экстремальная кулинария» вполне может стать настольной книгой каждого россиянина. Тем паче что проблем с поиском ингредиентов не предвидится. Вот несколько рецептов из неё.
Щи из лебеды. «Основное блюдо из лебеды — закусочный салат, но очень неплохие получаются из этой травы и кислые щи. Для их приготовления квашеную лебеду необходимо вымочить в холодной воде и, если есть жир, как лук в пережарку хозяйка делает, слегка поджарить ее листья. Дело в том, что и так уже мягкую лебеду после закваски и варки можно превратить совсем уж в мятуху. Вкус от этого не изменится, но хорошо бы создать полный образ настоящих щей. В предварительной пережарке листья сохранят свой исконный вид. Но в экстремальных условиях не стоит на кулинарный дизайн тратить остатки жира. Просто у вас получатся щи-пюре».
Автор рекомендует поэкспериментировать с сочетаниями лебеды и настоящей квашеной капусты, добавлять эту чудо-траву в картошку, котлеты, макароны и каши… Ведь хороший повар – это прежде всего творец.
Фрикадельки из опилок. «Чтобы блюдо было съедобно, надо постараться выбрать березовые, липовые, а еще лучше сладкие породы: вишня, яблоня, груша, слива… Садовые породы измельчаются легко после хорошей просушки, особенно тонкие ветки. Высушенные стружку, опилки, нарезку веток надо постараться истолочь как можно мельче, в идеале — до состояния муки. Если использовать кофемолку или мельницу невозможно, надо вспомнить дедовский способ и толочь слегка поджаренные, но не горелые опилки венчиком в ступе, на худой конец — картофельной мялкой в кастрюле».
А бобры, оказывается, не такие уж и дураки! Да уж, после таких советов начинаешь засматриваться на русские берёзки с гастрономическим интересом.
А Цыплёв меж тем продолжает: «Гораздо вкусней блюдо из опилочной, прожаренной до вкуса семечек муки покажется, если налепить из нее шариков и, закидывая в кипящий бульон любого состава, называть их клецками, галушками или даже пельменями. Если в доме найдется хотя бы одна картофелина или жмень манки, муки, их хорошо бы подмешать в эти клецки, зразы, фрикадельки из фруктовых деревьев. Это уже — настоящая еда».
Пирожные из желудей. Прежде чем приступать к приготовлению этого шокирующего во всех отношениях блюда, автор советует долго и тщательно вымачивать жёлуди, ибо в «первозданном» виде они несъедобны для человека. Если же всё сделать правильно, то, по словам «кулинара», получится нечто удивительное, питательное, целебное и очень вкусное.
«Но самый пик, буквально овации кулинар сорвет у гостей, поставив на стол экзотический «дубоватый деликатес» — сдобное сладкое пирожное, которое готовится совершенно без финансовых затрат. Из мелко помолотой муки желудей делаем блины, придаем им нужную форму. Вместе с тем, хорошо прожариваем крупно размолотые желуди до состояния жареных семечек подсолнуха и смешиваем их с малиной, земляникой, любой сладкой ягодой, а за неимением ягод, — с густым вишневым «варом». Промазываем каждый блин полученной смесью и даем пропитаться. Вкус этого блюда неповторим».
Таких рецептов в «Экстремальной кулинарии» — масса. А ещё там есть практические советы по изготовлению очага, самодельных спичек, природного мыла… Всё без малейших затрат, из подручных материалов или простого мусора. В смекалке русскому мужику не откажешь, впрочем, эта смекалка развивалась не от хорошей жизни…
Ну и в конце. Владимир Рэмович Цыплёв покинул нас несколько лет назад, но вовсе не из-за любви к необычной «пище». При всей своей экстравагантности автор был, как мне кажется, добрым и порядочным человеком, не желал людям зла и не стал бы публиковать непроверенные и опасные рецепты. И всё-таки очень надеюсь, что никому не придётся выживать по «Экстремальной кулинарии».
Антон АГЕЕВ.
Иллюстрации из архива автора и открытых источников.