В предновогодней «Районке» наш знаменитый краелюб Н.Фролов невзначай нанёс нам крепкую обиду. Вязниковцы уже привыкли, что почти все великие...
17.11.2022
Зачем они оправдывают строительство новой школы?
Строительство новой школы на улице Владимирской города Вязники – событие нерядовое и неслучайно привлекает внимание региональных СМИ. На днях стройку посетили областные телевизионщики и выпустили новостной сюжет, который нуждается в немедленном разборе. Журналистов винить не за что, люди они иногородние и вынуждены черпать воду из официальных источников. Вот только для вязниковцев водица эта кажется с душком, а весь телерепортаж выглядит попыткой оправдать многомилионную стройку. Поехали!
О странном выборе места строительства «храма знаний» – прямо на территории, впритык к зданию бывшей СОШ №11 – авторы «Вязника» писали неоднократно. Опросы местных жителей показывали: новую школу нужно строить не на Севере, где учебных мест достаточно (у одной только СОШ №9 целых три корпуса!), а в Толмачёве. Кстати, и Генпланом города Вязники строительство новой школы предусмотрено именно в Толмачёве, но власти почему-то решили поступить иначе. Вопреки желаниям жителей (и неподдающейся просчёту логике) котлован под фундамент начали рыть на Владимирской.
Ну, раз начали, так стройте спокойно! А мы дождёмся сроков окончания строительства и посмотрим, на что были потрачены полмиллиарда с лишним рублей. Зачем сейчас-то гарцевать по строительному полигону и нести на камеры детский лепет? Перед кем и за что, господа, оправдываетесь?!
Главным действующим лицом постановки, вероятно, следует назвать начальника управления образования Галину Рогову. Она несколько раз появлялась в кадре, а корреспондент говорил, ссылаясь на её слова, точно на непреложную истину. Цитируем: «Галина Рогова рассказывает: в последний раз в Вязниках школу открывали полвека назад. Нехватка учебных мест острая». И Галина Александровна тут же подхватывает: «У нас было несколько зданий школ, которые не выдерживали никакой критики даже по конструктиву своему строительному. Постройка их была – 1935-1937 год!»
Слова начальника управления образования, мягко скажем, неточны. В последний раз школу в Вязниках открывали не полвека назад, а всего лишь 40 лет. Здание СОШ №9 на Стахановской было построено и введено в эксплуатацию в 1982 году. А какие школы, построенные аж в 30-х годах прошлого века, Галина Александровна имеет в виду – понять и вовсе затруднительно. Весь юмор в том, что ни одна школа в Вязниках не была построена в 30-е годы прошлого века! Эти здания строились или ещё в царское время (например, СОШ №2) или в послевоенные годы – как специализированные учебные заведения.
Но как звучит! Сюжет прямо-таки вдалбливает мысль, что новая школа стала спасением для вязниковских школьников, вынужденных учиться в древних (и наверняка аварийных!) постройках 30-х годов! И никакого вам мошенничества – простая телевизионная магия.
Дальше – больше. Галина Рогова жестом профессионального иллюзиониста извлекает из рукава второй «козырь»: «Во вторую смену у нас обучалось сначала около 500 человек, поэтому и проект нашей школы составлен на количество обучающихся 500 человек». Оказывается, новую школу на Владимирской строят для того, чтобы уйти от обучения во вторую смену. На эту же тему рассуждает и корреспондент: «В девятой школе – рядом со стройплощадкой – дети пока занимаются в две смены. Даже младшеклассники. Всего учеников – тысяча двести. Школа перегружена. Параллелей – до буквы «Е». Кабинетов даже в двух корпусах не хватает».
Давайте смотреть по пунктам. Ещё в 2016 году в «Пояснительной записке к Генплану Вязников» было указано, что вторая смена в нашем городе ликвидирована: «Занятия во всех образовательных учреждениях проводятся в 1 смену, что соответствует подпункту 26 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 года». Эти сведения брались не с потолка, их, вне всякого сомнения, предоставляло наше управление образования: «Не смотря на сокращение числа школьных образовательных учреждений число мест, значительно превышает число учащихся, так в 2016 году на 1 место приходилось 0,68 ученика. То есть образовательные учреждения использованы только на 67,7%».
Откуда тогда сегодня взялась острая нехватка учебных мест? Изменились нормативы площади на одного ученика? Или в Вязниках произошёл демографический бум, и в следующем году сотни и тысячи первоклашек ринутся в школьные двери? Почему при прочих равных в 2016 году второй смены не было, а в 2022 году – есть? Вопрос, на который, дорогая Галина Александровна, вязниковцам хотелось бы услышать вразумительный ответ.
Ну хорошо, предположим, что-то случилось, учеников внезапно стало больше (хотя бы в одном конкретном районе – на Севере), но как строительство школы на 500 мест поможет уйти от второй смены, если одновременно с введением в эксплуатацию нового здания будет закрыта бывшая СОШ №11? Там ведь тоже обучается несколько сотен человек. Получится, что в количественном соотношении «ребёнок-место» ничего, в сущности, не поменяется. Пятьсот новых мест появится, но и несколько сотен старых будет ликвидировано. Логика Роговой кажется очень странной.
Ещё «страньше», как говаривала Алиса в Стране Чудес, становится, когда начинаешь анализировать цифру в 1200 учеников, которым, как следует из закадрового текста, не хватает места в двух корпусах СОШ №9. Во-первых, корпусов у школы три, и почему сегодня молчат про здание на улице Свердлова – загадка. Во-вторых, один только первый корпус СОШ №9 на улице Стахановской строился как раз из расчёта примерно 1200 учеников (на 1176 школьников, если быть точным), которые будут заниматься в две смены.
Вновь обратимся к Генплану. Сегодня у нас уже есть одно здание на 1176 мест (1-й корпус на Стахановской), другое – на 622 (2-й корпус на Владимирской), и третье – на 255. Получается 2053 учебных места. И учеников 1200. Ну и как при такой арифметике может не хватать помещений для организации занятий в одну смену? Не в количестве зданий, значит, дело, а в чём-то ещё. Например, в неумении организовать образовательный процесс.
И по-прежнему непонятно, как строительство школы на 500 человек взамен школы на 622 ученика увеличит количество мест для обучения.
Словом, поведанное нам Галиной Роговой в телесюжете областного телевидения мало стыкуется с реальностью и не выдерживает никакой критики. Почему нельзя было сказать просто: нам нужна новая школа, так как старые здания требуют постоянного ухода и затрат на ежегодный ремонт? И детям приятнее будет заниматься в современных кабинетах. Зачем городить непонятное? Вот что бы Вы сами, Галина Александровна, поставили своему ученику за такой ответ у доски? Если бы он начал путаться в цифрах, датах, оправдываться и натягивать сову на глобус? Неуд?
Константин ПРАВДОРУБОВ.
Кадры из сюжета владимирского телевидения.